4 Адаптир. рабоч. программа по литературному чтению на родном языке (русском) 7.2 1-4 кл

Приложение № 4
к АООП НОО
ЗПР (7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на родном языке(русском)
1-4 класс
(ВАРИАНТ 7.2)

Количество часов 85
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Архипова Марина Александровна, учитель начальных классов, 1КК
Мужева Ирина Петровна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» разработана на основе:
–

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в

Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный
закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
–

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках

народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
–
октября

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
2009

г.

№

373

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
–
декабря

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
2010

г.

№

1897

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
–

СанПиН

2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
–

Основной общеобразовательной программы начального общего образования

МОУ-СОШ № 4 г. Богданович.
–

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке».
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
–

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как

базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами

3

текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
–

развитие

художественно-творческих

и

познавательных

способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
–

обогащение

нравственного

опыта

младших

школьников

средствами

художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке
отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение на родном языке» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, составлена с учетом
особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в
приложении

к

изучению

предмета

раскрывается

в

соответствующих

разделах

пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в календарно-тематическом планировании. Литературное чтение, в том числе
и Литературное чтение на родном (русском) языке — один из основных предметов в
обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому
воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
по другим предметам начальной школы.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство

учащихся

с

доступными

их

возрасту

художественными

произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с

4

этическими

принципами

поведения

культурного

человека,

формирует

навыки

доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения
и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс

литературного

чтения

пробуждает

интерес

учащихся

к

чтению

художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного
искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней
школе.
«Литературное чтение на родном (русском) языке» как систематический курс
начинается с 1 класса.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и
научнопознавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки,
стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые
книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг

5

к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и
эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с
разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся,
на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения
(беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания
прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное,
изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать
вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку
зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и
общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических)
произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский
текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно
пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и
полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о
текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные,

6

деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение
главной и дополнительной информации текста.
Программой

предусмотрена

литературоведческая

пропедевтика.

Учащиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли)
читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений
(рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и
выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты,
учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а
именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет

детям

почувствовать

целостность

художественного

образа,

адекватно

воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения
героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел

«Опыт

творческой

деятельности» раскрывает

приёмы

и

способы

деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное
произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с
художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный
опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе
чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским
текстом.

Такой

подход

обеспечивает

полноценное

восприятие

литературного

произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.

7

Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного
рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и
художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них
развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства.
Предусмотрено использование этнокультурного и регионального компонента в
содержании рабочей программы по родному (русскому)языку.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют
многовековую историю, составляют (должны составлять!) предмет гордости носителей
национального языка. Неслучайно поэтому в новом образовательном стандарте по
русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной
культуре своего народа в процессе изучения родного языка, на формирование
культуроведческой компетенции.
Культуроведческая компетенция (по мнению Т. М. Пахновой) предполагает
понимание того, что:
1.

Родной язык является основой национальной культуры и важнейшим

средством приобщения к её разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на
родной язык – это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не
только отражает важнейшие качества человека, но и формирует его как личность;
2.

Владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи

(культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека – это то,
что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу
сохранения культуры;
3.

Изучать русский язык – это значит изучать русскую национальную

культуру; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, - это убеждённость и
в том, что в процессе изучения языка мы в течение всей жизни приобщаемся к богатствам
национальной

культуры:

к

литературе,

искусству,

традициям,

обычаям,

к

духовнонравственным ценностям.
Использование культуроведческого подхода в преподавании русского языка:

–

русского речевого этикета;

–

наименования предметов и явлений традиционного русского быта,

традиций, национальных игр, обрядов и обычаев;

–

русского речевого этикета;

–

устное народное творчество;

8

–

сведения о русской культуре, о быте и традициях, обычаях русского народа;

–

внеязыковой материал: музыка, живопись, фотографии, предназначенные

для подготовки самостоятельного высказывания в устной и письменной форме;

–

фрагменты изучающих произведений-классиков; • тексты содержат богатый

материал для изучения:

–

диалектной лексики;

–

профессиональной лексики;

–

жаргонной лексики;

–

об отношении к дружбе (культуроведческие тексты);

–

искусствоведческий

текст:

статьи

и

монографии,

посвященные

изобразительному искусству и архитектуре, сопроводительные тексты в альбомах
репродукций.

–

текст в контексте культуроведческой компетенции является средством

духовного и эстетического воспитания и обучения. Они считают возможным использовать
систему текстов с национально – культурным компонентом, отражающих традиции,
обычаи, быт, религию русского народа, в целом воссоздающий национальный культурный
фон России.
При

проведении

уроков

используются

развивающие,

исследовательские,

информационные, коммуникативные технологии; технологии проблемного обучения.
Данные технологии способствуют реализации системно – деятельностного подхода.
Кроме этого используется игровые технологии, здоровьесберегающие технологии,
технология критического мышления на основе чтения и письма, технология развития
оптимального чтения (В. П. Зайцев), совместная учебная деятельность, технология
уровневой дифференциации и личностно – ориентированное обучение, на уроках
формируется контрольно – оценочная деятельность.
Формы и способы проверки и оценки результатов обучения:
–

устный индивидуальный и фронтальный опрос;

–

входная контрольная работа;

–

комплексная проверочная работа (входная, текущая, итоговая);

–

тестирование;

–

проверка техники чтения; - творческие проекты;

–

промежуточная аттестация.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

9

Срок освоения программы: 1 класс - 17 ч. (1 ч через неделю, 33 учебные недели), в
1дополнительном классе – 17 ч. (1 ч через неделю, 33 учебные недели), во 2 классе - 17 ч.
(1 ч в неделю, 34 учебные недели), 3-4 классы по17 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Всего: 83 ч.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
– формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
– воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
– овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
– наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД

10

– осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в
соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
– планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать
содержание

произведения

по

серии

сюжетных

картин

(картинному

плану);

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму,
данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму,
заданному учителем);
– определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать
по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно
относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
– анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по
просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
– понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации
(условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
– пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с
помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого
воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством
учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по
вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
– осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества
и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
– осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к
тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
– проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,
песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий;
– понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД

11

– включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
– формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство
своей точки зрения из 3-4 предложений.
– строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме.
Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками
литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные
средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
– воспринимать на слух различные виды текстов;
– различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
– принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
– называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
– читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
– читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
– пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя;
–

составлять

высказывание

на

тему

прочитанного

или

прослушанного

произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
– пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя;
– составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;

12

– соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о
дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с
задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
– различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие
фольклорные формы;
– отличать прозаический текст от поэтического;
– называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её
культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
– использовать знания о рифме, особенностях жанров
–

(стихотворения,

сказки,

небылицы,

песенки,

потешки),

особенностях

юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Содержание учебного курса
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого

высказывания.

Умение

задавать

вопрос

по

услышанному

учебному

произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научнопопулярного и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,

13

титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды
информации в книге. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями
об

авторе-писателе,

о

теме

читаемого

произведения,

его

жанре.

Получение

первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях
словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении,
ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания.
Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать
на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по
тексту.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности
детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,
приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного
опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных
произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных
особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств

языка

(синонимов,

антонимов,

сравнений,

эпитетов),

последовательное

воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

14

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев.
Освоение

разных

видов

пересказа

художественного

текста:

подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая

деятельность

обучающихся

(на

основе

литературных

произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство

с

различными

способами

работы

с

деформированным

текстом

и

использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года,
настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать

свои

тексты

с

художественными

текстами-описаниями,

находить

литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор.

15

Тематическое планирование по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке»
Тематическое планирование 1 класс (17 ч.)
№ Тема
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа «С чего начинается
Родина»
1.
М. Матусовский. С чего начинается Родина. В. Степанов. Что мы Родиной зовём
Пословицы и поговорки о Родине
2.
Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка» «Русский
язык – родной язык русского народа»
3.
М. Крюков. Много языков на свете разных Пословицы и поговорки о языке и речи,
о силе доброго и злого слова
4.
О. Я. Яковенко. Русский язык
5.
Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке
Устное народное творчество
6.
Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки,
небылицы – перевертыши «Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты»,
«Коза– хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости»,
колыбельные
7.
Сказки. Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Курочка,
мышка и тетерев» (по выбору).
8.
Русская народная сказка «Утушка».
9.
Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку
и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет» (по выбору)
Тематические литературные произведения различных жанров
10. Произведения о животных. Детки в клетке. С.Маршак. Купанье медвежат.
В.Бианки. Буренушка. Народная песня. Как волки учат своих детей. Л.Н.Толстой
11. Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский. Кот Агапыч. Б.Емельянов. Кот. Г.Цыферов
12. Произведения о детях. Саша-дразнилка. Н.Артюхова. В полет. Г.Бойко. Спрятался.
В.Голявкин. Арбуз. Л.Сергеев. Аленкины удивленки. Е.Дубравный (по выбору)
13. Произведения о человеческих ценностях. До первого дождя. В.Осеева.
Смородинка. Е.Пермяк. Цветные мелки. Л.Сергеев
14. Произведения о человеческих ценностях. Только бы не закричать! Е.Ильина.
Поссорились. А.Кузнецова. Сонечка. А.Барто.
15. Произведения о труде и лени. Катя. А.Барто. Лялечка. А.Барто. Наташа и
воротничок. И. Демьянова
16. Произведения о труде и лени. Чем болен мальчик. С.Маршак. Страшная история.
Э.Успенский. Как Маша стала большой Е.Пермяк
Творческая мастерская
17. Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский
язык». Инсценирование русской народной сказки (по усмотрению учителя).
Тематическое планирование
1 дополнительный класс (17 ч.)
№ Тема
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа «С чего начинается
Родина»
1.
М. Матусовский. С чего начинается Родина. В. Степанов. Что мы Родиной зовём
Пословицы и поговорки о Родине

16

Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка» «Русский
язык – родной язык русского народа»
3.
М. Крюков. Много языков на свете разных Пословицы и поговорки о языке и речи,
о силе доброго и злого слова
4.
О. Я. Яковенко. Русский язык
5.
Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке
Устное народное творчество
6.
Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки,
небылицы – перевертыши «Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты»,
«Коза– хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости»,
колыбельные
7.
Сказки. Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Курочка,
мышка и тетерев» (по выбору).
8.
Русская народная сказка «Утушка».
9.
Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку
и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет» (по выбору)
Тематические литературные произведения различных жанров
10. Произведения о животных. Детки в клетке. С.Маршак. Купанье медвежат.
В.Бианки. Буренушка. Народная песня. Как волки учат своих детей. Л.Н.Толстой
11. Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский. Кот Агапыч. Б.Емельянов. Кот. Г.Цыферов
12. Произведения о детях. Саша-дразнилка. Н.Артюхова. В полет. Г.Бойко. Спрятался.
В.Голявкин. Арбуз. Л.Сергеев. Аленкины удивленки. Е.Дубравный (по выбору)
13. Произведения о человеческих ценностях. До первого дождя. В.Осеева.
Смородинка. Е.Пермяк. Цветные мелки. Л.Сергеев
14. Произведения о человеческих ценностях. Только бы не закричать! Е.Ильина.
Поссорились. А.Кузнецова. Сонечка. А.Барто.
15. Произведения о труде и лени. Катя. А.Барто. Лялечка. А.Барто. Наташа и
воротничок. И. Демьянова
16. Произведения о труде и лени. Чем болен мальчик. С.Маршак. Страшная история.
Э.Успенский. Как Маша стала большой Е.Пермяк
Творческая мастерская
17. Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский
язык». Инсценирование русской народной сказки (по усмотрению учителя).
2.

Тематическое планирование
2 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема
Вводный урок курса литературное чтение на родном языке
О родной стране – России. И.С. Никитин «Юг и север»
Устное народное творчество. Шуточные русские народные песни для детей
Русские заклички, народные приметы
О детях и для детей. С. В. Михалков «Фома», «Про мимозу»
С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»
Э. Н. Успенский. Стихи для детей. «Матрёшка», «Смешной слонёнок»
Н. Н. Носов «Прятки»
Мир сказок. К.И. Чуковский «Чудо-дерево», «Цыплёнок» Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
А. Н. Толстой «Сорочьи сказки»
Ф.И. Одоевский «Два дерева»

17

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Животные – наши друзья Саша Чёрный «Маленький полотёр» «Про кота»
В.И. Белов «Рассказы о всякой живности»
В.П. Астафьев «Белогрудка»
Весна пришла Г.А. Скребицкий «Весне навстречу»
К.Д. Бальмонт «Весна», «Праздник весны»
Е. А. Благинина «Весна»
Тематическое планирование
3 класс (17 ч.)

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Вводный урок курса литературное чтение на родном языке
Русские народные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье»
Времена года. Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Весенний дождь», «Мир
прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю. Шкуты)
В.В. Бианки. «Синичкин календарь», «Лесная газета», В.Е .Молчанов.
«Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек»
М.М. Пришвин. «Лягушонок», «Ёж», «Гаечки». Ю.И. Макаров. «Лётчик»
Писатели – детям. Сказки А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о
работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»
Басни И.А. Крылова. И.А. Крылов. «Квартет», «Волк и журавль». Произведения
Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой. Рассказы ,сказки, истории
Произведения К.Г. Паустовского. К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь»,
«Стальное колечко»
Сказки русских писателей. А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения
Буратино» Рассказы К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский. «Как рубашка в поле
выросла», «Четыре желания»
Стихи и рассказы о детях и для детей. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Стихотворения А.Л. Барто, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака
Стихотворения Ю.И. Макарова. Б.В. Заходер. «Занимательная зоология»
Р.И. Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном»
Наша Родина – Россия. Стихотворения о Родине. Моя малая Родина
(стихотворения)
Рассказы о защитниках Родины. Их имена – наша гордость!
Тематическое планирование
4 класс

№

Тема

1.

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке

2.

«Расскажу вам сказку…» П. Бажов (уральские писатели-сказочники)

3.

«Люблю природу русскую…» (Осень) Стихи уральских поэтов

4.

«Русские писатели – детям». Б. Житков, А. Волков, Б. Заходер, А. Куприн, М.
Зощенко
«Русские писатели – детям». Л. Пантелеев, Н. Сладков, И. Соколов – Микитов, К.
Паустовский.
«Страна детства». Н. Носов, В. Драгунский, В. Осеева,

5.
6.

18

7.

«Страна детства» А. Гайдар, С. Михалков, Ю. Яковлев

8.

«Страна детства». К. Ушинский. М. Горький.

9.

«Люблю природу русскую...» (Зима). Стихи уральских поэтов

10.

«О братьях наших меньших». Е. Чарушин, В Бианки

11.

«О братьях наших меньших». В.П.Астафьев

12.

«О братьях наших меньших». М.Пришвин.

13.

«Суровые военные годы». В. Катаев, Б. Полевой, Л. Воронкова

14.

«Суровые военные годы». Алексеев, С. Баруздин, В. Богомолов

15.

«Суровые военные годы». А.Митяев, Л. Кассиль, А. Лиханов.

16.

«Скоро лето». Стихи уральских поэтов

17.

«Проверь себя»

19

Рекомендуемые для учителя пособия по методике преподавания литературного
чтения, литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального
общего образования
Методические рекомендации
•

Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших

школьников.
•

Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для

детских общеобразовательных учреждений.
•

Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь: Учебник по чтению

для учащихся начальной школы.
•

Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя.

•

Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.

•

Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учебное

пособие. Лазарева В.Н. Технология анализа художественного текста на уроках
литературного чтения в начальной школе.
•

Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках

чтения в начальной школе.
•

Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками.

•

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения.

•

Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников

(Теоретикоэкспериментальное исследование).
•

Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение.

•

Серебренникова А.Н. Уроки внеклассного чтения в малокомплектной школе //

Обучение чтению младших школьников.
•

Соловьева Е.Е. Игра – драматизация в школе.

•

Таркина Т.И. Формирование аналитического мышления у учащихся начальных

классов: приёмы работы с текстом.
•

Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников:

коммуникативнодеятельностный подход.
•

Учим успешному чтению: Пособие для учителя / Т.Г. Галактионова и др.

•

Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе.

•

Яблонко Л.С., Козлова В.П. Драматизация на уроках чтения.

Дополнительные пособия по литературному чтению
•

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия.

•

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению.

•

Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению.

•

Беденко М.В. Я пересказываю текст.

•

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Рабочая тетрадь по развитию речи. Волшебная сила

слов.
•

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь.

•

Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом.

•

Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной

школе.
Рекомендуемая справочная литература
•

Литература. Справочник школьника. Сост. Быкова Н.Г.

•

Справочные материалы. Тураев С.В. и др.

•

Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Безносов

Э.Л., Чертов В.Ф. и др.
•

Литературный справочник. Анищенко Г.А.

•

Мировая литература. Большая серия знаний. Луков В.А.

•

Мировая литература от античности до Ренессанса. Хаткина Н.В.

•

Русские писатели. XX век. Биографии. Большой учебный справочник для

школьников и поступающих в вузы.
•

Русские поэты XVIII века: стихотворения, басни. Сост. Коровин В.Л.

Рекомендуемые электронные ресурсы
•

gramma.ru – Русская литература.

•

lit.1september.ru – «Я иду на урок литературы».

21

Сброшюровано
21 лист

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».