7 Адаптир. рабоч. программа по окружающему миру 7.2 1-4 кл

Приложение № 8
к АООП НОО
ЗПР (7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 – 4 класс
(ВАРИАНТ 7.2)

Количество часов 336
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Архипова Марина Александровна, учитель начальных классов, 1КК
Мужева Ирина Петровна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г.Богданович

1

Пояснительная записка
Программа составлена на основе:


Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями.)


Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) ( с
последующими изменениями)

стандарта

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного
начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),


Авторской программы

Плешакова А.А. «Окружающий мир» и является

приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МОУСОШ № 4 г. Богданович


Основной общеобразовательной программы начального общего образования

МОУ-СОШ № 4 г. Богданович.
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с
учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического
развития

(ЗПР).

Сущность

специфических

для

варианта

7.2

образовательных

потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП
заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для
изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить

основы

экологической

грамотности,

создать

условия

для

усвоения

элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между
миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;
2

развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для
детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым»
характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует
формированию картины природного и социального мира.
Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:


вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего

мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;


задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;



целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;



выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах

и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать
повышению сниженной познавательной активности учащихся с ЗПР, пробуждению
интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей
формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого
достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как
гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к
формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о
государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает
основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению
представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить
природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Обучение
происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана
специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное
содержание.

Специфика

познавательной

деятельности

3

учащихся

и

их

особые

образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в
предложенную учебником последовательность изучения тем.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии,
где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном
характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние
растительного мира

в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на

характер труда людей, социальные явления.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой,
предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Формируется

информационно-содержательный

компонент

познавательной

деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются
возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление
первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей
программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащихся с
ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и
непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу
усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к
изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть
усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор
учащихся,

он

способствует

их

социализации

за

счет

улучшения

житейской

компетентности, преодоления познавательной активности.
Планируемые результаты предметной области «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе
в соответствии с АООП позволяет получить
Личностные результаты в рамках изучения предмета «Окружающий мир»
конкретизируются следующим образом:


осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и

культуру;
4



целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;



представление о необходимости бережного, уважительного отношения к

культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных
культурных формах семейных традиций;


осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в

семье);


готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой

природе, окружающим людям;


личностная

ответственность

за

сохранность

объектов

природы,

необходимых для будущего России;


эстетические

чувства,

впечатления

через

восприятие

природы

в

символических образах народного творчества;


установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания

первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе


использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов

своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:


оперировать со знаково-символическими изображениями;



находить

по

понимать

содержание

требованию

учителя

необходимую

дополнительную

информацию;


учебных

текстов,

фиксировать

полученную

информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;


анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением

отличительных признаков и классифицировать их;


устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:


понимать

учебную

задачу,

сформулированную

самостоятельно

и

уточненную учителем;


планировать

своё

высказывание

(выстраивать

предложений для раскрытия темы, приводить примеры);


планировать свои действия в течение урока;
5

последовательность

фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей



работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных


правил;


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:


формулировать ответы на вопросы;



договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;


высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;



понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при

выполнении заданий;


строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой



готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

речи;
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС
НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных ниже
знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляется:

6

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
– в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в АООП как:


сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей

семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;


расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях

окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;


усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой

и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;

7



развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
Содержание учебного предмета (270 ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты
и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,
форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

8

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые
грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на
примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в
природе.

Охрана

природных

богатств:

воды,

воздуха,

полезных

ископаемых,

растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране
природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот-

9

ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное

наследие.

Международная

Красная

книга.

Международные

экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их
значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья

—

самое

близкое

окружение

человека.

Семейные

традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня
школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо

10

владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Экономика,

её

составные

части:

промышленность,

сельское

хозяйство,

строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике.
Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной
деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной
экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта.
Средства

массовой

информации:

радио,

телевидение,

пресса,

Интернет.

Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий:

Родина,

Отечество,

Отчизна.

Государственная

символика

России:

Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва

—

столица

России.

Святыни

Москвы

—

святыни

России.

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

11

Города России. Санкт-Петербург:

достопримечательности

(Зимний

дворец,

памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня
памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на
политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к
культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

12

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его
окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила
безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с
кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг
каждого человека.
Темы учебного предмета
1 класс
№

Название темы

1
2
3
4
5
всего

Вводный урок
«Что и кто?»
«Как, откуда и куда?»
«Где и когда?»
«Почему и зачем?»

№

Название темы

1
2
3
4
5
всего

Вводный урок
«Что и кто?»
«Как, откуда и куда?»
«Где и когда?»
«Почему и зачем?»

Примерная
программа

Количество часов
Рабочая
программа

1
20
12
11
22
66
1 дополнительный класс

№

Название темы

1
2
3
4
5
6
всего

«Где мы живём?»
«Природа»
«Жизнь города и села»
«Здоровье и безопасность»
«Общение»
«Путешествия»

Количество часов
Примерная
программа
1
20
12
11
22
66
2 класс
Количество часов
Примерная
программа
4
20
10
9
7
18
68
13

3
20
12
11
20
66

Рабочая
программа
3
20
12
11
20
66

Рабочая
программа
4
20
10
9
7
18
68

3 класс
№

Название темы

1
2
3
4
5
6

«Как устроен мир»
«Эта удивительная природа»
«Мы и наше здоровье»
«Наша безопасность»
«Чему учит экономика»
«Путешествия по городам
странам»

всего

68
4 класс

№

Название темы

1
2
3

«Земля и человечество»
«Природа России»
«Родной
край-часть
страны»
«Страницы Всемирной истории»
«Страницы истории России»
«Современная Россия»

4
5
6
всего

Количество часов
Примерная
программа
6
18
10
7
12
и 15

Рабочая
программа
6
19
10
8
12
13
68

Кол-во часов
Примерная
программа
9
10
большой 15
5
20
9
68

Рабочая
программа
10
11
13
6
20
7
68

Перечень экскурсий, проектов, практических и проверочных работ
Вид
работы
Класс
1
1 (доп.)
2
3
4

Экскурсии Практические
работы

Проекты

Проверочные
работы

Итоговые
работы

4
4
3
2
3

4
4
6
6
2

4
4
6
6
5

1

9
9
9
18
18

14

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Тематическое планирование по окружающему миру
1 класс (66 ч)
Тема
Введение (1 ч)
Задавайте вопросы!
«Что и когда?» (4 ч)
Экскурсия «Что такое наша школа?»
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
Экскурсия «Дорога от дома до школы»
Экскурсия «Родной город»
«Что и кто?» (19 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Практическая работа «Части растения»
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина»
«Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берётся снег и лёд?
Практическая работа «Изучение свойств снега и льда»
Как живут растения?
Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Практическая работа «Изготовление кормушек из бумажного пакета»
Откуда берётся и куда девается мусор?
Практическая работа «Сортировка упаковок из - под продуктов»
Откуда в снежках грязь?
Практическая работа «Исследование снежков и снежковой воды»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».
Презентация проекта «Моя семья»
«Где и когда?» (10 ч)
15

37
38
39
40

41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Практическая работа «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и
Антарктиды»
Где живут слоны? Практическая работа «Экватор»
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и
когда?».Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
«Почему и зачем?» (20 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Практическая работа «Изучение возникновения и распространения звуков»
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Практическая работа «Как правильно чистить зубы?»
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать правила
безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем»?
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

16

Тематическое планирование по окружающему миру
1 дополнительный класс (66 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Задавайте вопросы!

Тема
Введение (1 ч)

«Что и когда?» (4 ч)
Экскурсия «Что такое наша школа?»
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
Экскурсия «Дорога от дома до школы»
Экскурсия «Родной город»
«Что и кто?» (19 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Практическая работа «Части растения»
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина»
«Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берётся снег и лёд?
Практическая работа «Изучение свойств снега и льда»
Как живут растения?
Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Практическая работа «Изготовление кормушек из бумажного пакета»
Откуда берётся и куда девается мусор?
Практическая работа «Сортировка упаковок из - под продуктов»
Откуда в снежках грязь?
Практическая работа «Исследование снежков и снежковой воды»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?».
Презентация проекта «Моя семья»
17

37
38
39
40

41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

«Где и когда?» (10 ч)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Практическая работа «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и
Антарктиды»
Где живут слоны? Практическая работа «Экватор»
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и
когда?».Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
«Почему и зачем?» (20 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Практическая работа «Изучение возникновения и распространения звуков»
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Практическая работа «Как правильно чистить зубы?»
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем»?
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

18

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42

Тематическое планирование по окружающему миру
2 класс (68 часов)
Тема
Где мы живем (4ч)
Родная страна
Город и село. Проект « Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»
Природа (20ч)
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)
В гости к осени (урок)
Звездное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух и про воду
Про воздух и про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная книга или, Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Жизнь города и села (10ч)
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны.Проект « Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме (урок)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Жизнь города и села»
Презентация проектов « Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту»,
«Профессии»
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
19

43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность»
Общение (7ч)
44 Наша дружная семья
45 Проект « Родословная»
46 В школе
47 Правила вежливости
48 Ты и твои друзья
49 Мы - зрители и пассажиры
50 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Путешествия (18ч)
51 Посмотри вокруг
52 Ориентирование на местности
53 Ориентирование на местности
54 Формы земной поверхности
55 Водные богатства
56 В гости к весне (экскурсия)
57 В гости к весне (урок)
58 Россия на карте
59 Проект « Города России»
60 Путешествие по Москве
61 Московский Кремль
62 Город на Неве
63 Путешествие по планете
64 Путешествие по материкам
65 Страны мира. Проект «Страны мира»
66 Впереди лето
67 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Путешествия»
68 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тематическое планирование по окружающему миру
3 класс (68 ч)
Тема
Как устроен мир (7 ч.)
Природа. Ценность природы для людей.
Человек.
Проект «Богатства отданные людям».
Общество.
Что такое экология?
Природа в опасности! Охрана природы.
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
Эта удивительная природа (19 ч.)
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращение и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва?
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
20

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест?
Наши проекты «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
Мы и наше здоровье (10 ч.)
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Наши проекты «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.
Наша безопасность (8 ч.)
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Наши проекты «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
Чему учит экономика (12 ч.)
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей - основа экономики.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Наши проекты «Экономика родного края»
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа.
Путешествие по городам и странам (12 ч.)
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Наши проекты «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
21

63 Что такое Бенилюкс.
64 В центре Европы.
65
По Франции и Великобритании.
66 На юге Европы.
67 По знаменитым местам мира.
68 Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная
работа.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематическое планирование по окружающему миру
4 класс (68ч)
Раздел. Тема урока
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звёздное небо – великая книга Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».
Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Чёрного моря.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край.
Поверхность нашего края.
Поверхность нашего края (экскурсия).
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Экскурсия в лес и на луг.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водоёмах.
Экскурсия к водоёму.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть
большой страны». Презентация проектов.
22

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества.
Мир древности: далёкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (20 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной
истории». Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории ХIХ века.
Россия вступает в ХХ век.
Страницы истории 1920 -1930 - х годов.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие.
Презентация проектов.

23

Сброшюровано
23 листов

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».