3. Адаптир. рабоч. программа по технологии подг.кл 6.2

Приложение №9
к АООП НОО
НОДА (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (труд)
1 класс (подготовительный класс)

Количество часов: 33
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК
4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК
5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса,
находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с
НОДА:
– требуется

введение в содержание

обучения

специальных

разделов, не

присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за
пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в

специальной

школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих
потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным

рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается

щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
и

временных

представлений,

специальное

оборудование,

сочетание

учебных

и

коррекционных

занятий).

Специальное

обучение

и

услуги

должны

охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности,

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической особенностью данного контингента является необходимость
целенаправленного

формирования

пространственных

представлений

и зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Цели образовательно-коррекционной работы
 развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 приобретение первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности на основе овладения технологическими знаниями;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда;
 подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
 воспитание

положительных

качеств

личности

ученика

(трудолюбия,

настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
 ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
 сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде,
привитие интереса к труду;
 предварительно

планировать

ход

работы

над

изделием

(устанавливать

логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
 контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий);
 формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия,

работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем

материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Общая характеристика учебного предмета
Усвоение теоретического

материала по предмету «Технология» базируется на

активном использовании предметно-практической деятельности обучающихся, в том
числе при ознакомлении со свойствами изучаемых объектов и предметов.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных
направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к
духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической
деятельности и развитие творческой одаренности ребенка. В результате дети, в
соответствии с их возрастными особенностями, учатся обращаться с наиболее
распространенными материалами, такими, как пластилин, бумага, ткань, нити, веревки,
природные материалы, крупы и пр., овладевают основными приемами мастерства,
достаточными для того, чтобы суметь за короткое время сделать своими руками без
помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребенок сможет
гордиться.
Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем
в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углубленном уровне
обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал первого
года обучения подается по тематическому принципу - он разбит на 7 крупных тем,
которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков).
Основные содержательные линии
В программе выделено семь структурных линий – семь разделов, реализующих
концентрический и пошаговый принципы обучения, основанных на материале, с которым
ведется работа, необходимых инструментах, и видов воздействия на эти материалы.
Таким образом, формируются разделы, заявленные в учебнике как волшебные страны:
работа с пластилином (Пластилиновая страна), работа с бумагой без помощи ножниц
(Бумажная страна), работа с природными материалами (Кладовая природы), работа с
бумагой при помощи ножниц (страна Волшебных ножниц), работа с текстильными
материалами (город Ткачей), работа с бумагой в технике оригами (страна Оригами) и
работа с различными материалами с применением изученных технологий (страна
Фантазия).
Внутри каждого раздела эти же принципы позволяют сделать подачу материала
наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения
изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве.
Например, перед непосредственной работой с пластилином школьники узнают о его

«прабабушке» глине, о применении глины в прошлом и настоящем, о профессиях людей,
связанных с использованием этого материала, об истории возникновения собственно
пластилина, его отличии от глины. Затем в ходе экспериментов, лабораторных и
практических работ учащиеся изучают свойства пластилина, которые и помогают им в
изготовлении поделок.
Все разделы программы тесно взаимосвязаны. На каждом уроке закладывается
пропедевтический уровень новых знаний, что позволяет изучать очередную тему,
опираясь

на

устойчивую

конструкцию

первоначальных

представлений,

о

сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет
более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использованию
элементов опережающего обучения. Это делает процесс формирования обязательных
навыков более разнообразным и выводит его на другой уровень применения изученного в
новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому
новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме.
Так, например, при изучении темы «Город ткачей», учащиеся пополняют свои навыки
работы с ножницами, полученные при знакомстве с темой «Бумажная страна». Такой
подход помогает сформировать у учащихся более правильную картину окружающего
мира.
Принцип вариативности
Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные
требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть,
позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному
предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному
восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Инвариантная часть содержит учебный материал, обязательный для усвоения
всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления для всех
учащихся.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного
интереса учащихся, на дополнительное закрепление обязательного материала и
обеспечивающий индивидуальный подход в обучении. Вариативная часть включает в себя
дифференцированные задания, различающейся по уровню сложности и объему, задания
на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование
информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а
также на развитие творческого и созидательного мышления.

Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика
(изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным
восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только
одностороннего информативного изложения материала.
Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и
эффектные поделки, которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний,
умений и навыков по принципу от простого к сложному.
Формируемые компетенции
Базовыми

ценностными

ориентирами

содержания

общего

образования,

положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения
учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего
самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к
себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать
свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости,
настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности
критично оценивать свои действия и поступки;
–

воспитание

ребёнка

как

члена

общества,

во-первых,

разделяющего

общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы
нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в
сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в
общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ
гражданской идентичности;– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его
эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой
культуры, стремления к творческой самореализации;– воспитание ответственного
отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность
образовательного

процесса

на

достижение

указанных

ценностных

ориентиров

обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и
метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
Сроки освоения программы: 1-й год обучения.
Объем учебного времени: 1-й год обучения (1 ч в неделю; 33 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:


навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования:


целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре;



самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;


эстетические потребности, ценности и чувства;



принятые и освоенные социальные роли обучающегося, развиты мотивы

учебной деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные:
Ученик научится:
 работать по предложенному учителем плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с
учителем и другими учениками;
 объясняться помощью учителя выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
 готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы.
Ученик получит возможность научиться:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
 прогнозироватьконечныйрезультатисамостоятельноподбиратьсредстваиспособыр
аботыдля его получения.

2. Познавательные:
Ученик научится:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 анализировать устройство изделия выделять и называть детали и части изделия,
их форму, взаимное расположение.
Ученик получит возможность научиться:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать предметы
и их образы.
3. Коммуникативные:
Ученик научится:

 организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

 проявлятьзаинтересованноеотношениекдеятельностисвоихтоварищейирезультата
михработы.
Ученик получит возможность научиться:
 донести свою позицию до других;
 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.
Предметные результаты
Ученик научится:
 навыкам самообслуживания; технологическими приемами ручной

обработки

материалов; правилам техники безопасности.
Ученик получит возможность научиться:
 первоначальному представлению о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
 представлениям

о

материальной

преобразующей деятельности человек;

культуре

как

продукте

предметно-

 использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных конструкторских, технологических и организационных задач;
 первоначальным знаниям о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и художественноконструкторских задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№

Тема

Всего часов

1

Работа с глиной и пластилином

4

2

Работа с природными материалами

2

3

Работа с бумагой

3

4

Работа с пластилином

2

5

Работа с бумагой с применением клея

4

6

Работа с глиной и пластилином с применением инструментов

1

7

Работа с природными материалами

2

8

Работа с бумагой (аппликации)

3

9

Работа с нитками

3

10

Работа с бумагой/аппликация

7

Резерв

2

Итого

33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока
Раздел 1: «Работа с глиной и пластилином»
Вводное занятие. Человек и жизнь
Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда
Лепка «Домик»

Процесс

труда:

планирование,

организация

рабочего

места,

выполнение

последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.
Овладение навыками работы с пластилином
«Лепка «Колобок»
Процесс

труда:

планирование,

организация

рабочего

места,

выполнение

последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.
Овладение навыками работы с пластилином
Лепка по образцу «Кукла неваляшка»
Изготовление игрушки из двух шаров различной величины
Раздел 2: «Работа с природными материалами»
Аппликация «Отлет птиц»
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев
Изготовление по образцу «Кораблик».
Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры
Раздел 3: «Работа с бумагой»
Волшебные ножницы. Аппликация «Парусник из треугольников».
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание
полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги
Аппликация «Осеннее дерево».
Упражнение в разрывании бумаги на мелкие кусочки
Аппликация «Кленовый лист».
Упражнение в разрывании бумаги на мелкие кусочки
Раздел 4: «Работа с пластилином»
Лепка по образцу барельефа «Барашек Бяша».
Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание
пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических
требований при лепке
Лепка по образцу барельефа «Барашек Бяша»
Раздел 5: «Работа с бумагой с применением клея»
Аппликация «Флажки».
Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям
Аппликация «Флажки»
Поделка «Бумажный фонарик».
Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая

до конца
Поделка «Бумажный фонарик»
Раздел 6: «Работа с глиной и пластилином с применением инструментов»
Лепка по образцу фигурки человека. Технология изготовления фигуры человека.
Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу
учителя
Раздел 7: «Работа с природными материалами»
Изготовление по образцу «Птичка».
Поделка из шишки ели, пластилина и веточек
Изготовление по образцу «Сова».
Отработка навыков пользования инструментами, использование подручных
материалов
Раздел 8: «Работа с бумагой (аппликации)»
Аппликация «Снеговик».
Составление по образцу композиции из геометрических фигур.
Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации
Полуобъемная аппликация «Ветка рябины».
Вырезание по кривым линиям и наклеивание на основу. Сминание бумаги в
шарики
Полуобъемная аппликация «Ветка рябины».
Вырезание по кривым линиям и наклеивание на основу. Сминание бумаги в
шарики
Раздел 9: « Работа с нитками»
Изготовление игрушки «Котик полосатый».
Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в
клубок и на картонку
Изготовление бантика из ниток
Изготовление лошади с гривой из ниток
Раздел 10: «Работа с бумагой/аппликация»
Аппликация растительный орнамент в полосе.
Составление геометрического и растительного орнамента
Аппликация День Победы
Аппликация День Победы
Изготовление коллективной аппликации «Радуга».

Коллективная работа по образцу и представлению
Изготовление коллективной поделки по сказке «Колобок»
Твои творческие достижения. Поделки «Цветы на лугу».
Упражнения в разрывании, резании бумаги
Твои творческие достижения. Поделки «Цветы на лугу»
Резерв
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны по возможности знать:
Название

и

назначение

материалов,

инструментов

и

приспособлений,

предусмотренных программой;
– правила безопасности труда, личной гигиены при работе колющими и режущими
инструментами;
– правила организации рабочего места;
– правила и приёмы обработки материалов и сборки изделия;
– правила и приемы разметки и контроля по шаблону, сгибанием, на просвет;
– правила и приемы контроля практических действий, предусмотренных
программой;
– правила общения.
уметь:
– различать, использовать по назначению и бережно использовать материалы и
инструменты, предусмотренные программой;
– соблюдать правила безопасности труда;
– правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время
работы;
– резать бумагу, ткань ножницами по линиям разметки; крепить детали из бумаги
клеем;
– контролировать правильность выполнения своих действий;
– работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими.
При освоении предметной области «Технология» обучающиеся должны по
возможности:
Усвоить первоначальные представления о материальной преобразующей
деятельности человека, приобрести навыки самообслуживания, усвоить элементарные
правила и овладеть технологическими приемами ручной обработки доступных
материалов, усвоить правила рациональной безопасной работы ручными инструментами;

– использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных

конструкторских,

художественно-конструкторских,

технологических

и

организационных задач;
– приобрести начальные навыки совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи;
– приобрести и развить навыки успешного применения коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий;
– приобрести первоначальные знания о правилах создания гармоничной
предметной среды и овладеть первоначальными умениями применять их для выполнения
учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».