Приложение № 8 к АООП НОО НОДА (вариант 6.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке 1 класс ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Количество часов: 33 Составители: 1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК 2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК 3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК 4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК 5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК 1 г. Богданович МУЗЫКА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: – требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; – необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; – индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; – следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; – необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных 2 представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующей цели: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи: формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.; формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации; формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально- драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов; формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с 3 помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.); формирование и развитие музыкально - релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии). Специфической особенностью данного контингента является необходимость целенаправленного формирования пространственных представлений и зрительно-моторной координации для успешного достижения предметных результатов. Общая характеристика учебного предмета Музыкальное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Без базовой музыкальной подготовки невозможно стать образованным человеком. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга. Содержание планомерное обучения формирование ориентировано музыкальной на целенаправленную учебной деятельности, организацию и способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию человека. 4 Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственноэстетическом постижении музыкального искусства: младшими фольклора, школьниками музыки основных религиозной пластов традиции, мирового произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, что оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово- стилистические особенности. Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят (по физическим возможностям): активное и (или) пассивное хоровое и ансамблевое пение; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение некоторых элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в подборе рисунков на темы полюбившихся музыкальных 5 произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении программ концертов, небольших литературных сочинениях о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-игры, урокиконцерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники могут приобрести навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане Сроки освоения программы: программа 1-го года обучения. Объем учебного времени: 33 ч (1 час в неделю; 33 учебные недели). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты Ученик получит возможность для формирования: – чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6 – сформированное этическое чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты 1. Регулятивные: Ученик получит возможность научиться: понимать цель выполняемых действий; адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; позитивной самооценке своих музыкально-творческих возможностей. выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу; адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя). 2. Познавательные: Ученик получит возможность научиться: «читать» условные знаки, данные в учебнике; находить нужную информацию в словарях учебника; различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства; сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. 3. Коммуникативные: Ученик научится: рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; Ученик получит возможность научиться: выслушивать друг друга, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 7 выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству; высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Предметные результаты Ученик научится: основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.); узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы; рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. Ученик получит возможность научиться: выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства; узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание курса представлено содержательной линией: «Музыка вокруг нас». Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Раздел 1: «Музыка вокруг нас» 1 Как услышать музыку? 2 Как услышать музыку? 3 И муза вечная со мной! 4 И муза вечная со мной! 5 Хоровод муз 8 6 Хоровод муз 7 Повсюду музыка слышна 8 Повсюду музыка слышна 9 Душа музыки - мелодия 10 Душа музыки - мелодия 11 Музыка осени 12 Сочини мелодию 13 Азбука, азбука каждому нужна! 14 Азбука, азбука каждому нужна! 15 Музыкальная азбука 16 Музыкальная азбука 17 Добрый праздник среди зимы 18 Разыграй сказку! 19 Музыкальные инструменты 20 Народный сказ о певце-гусляре Садко 21 Народный сказ о певце-гусляре Садко 22 Музы не молчали 23 Музыкальные инструменты 24 Мамин праздник 25 Звучащие картины 26 Разыграй ритмодекламацию 27 Разыграй песню 28 Разыграй песню 29 Разыграй песню без слов 30 Разыграй песню без слов 31 Образ Родины в музыке. Музыка вокруг нас 32 Образ Родины в музыке. Музыка вокруг нас 33 Обобщающий урок Итого: 33 часа РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. Учебник 1 класс. — М.: Просвещение 9 Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс (МР3) Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель, 2006 г. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г. Узорова О.В. Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. — М.: Айрис-пресс, 2007 г. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. — М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учащиеся научатся: определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание; выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.). Учащиеся получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально- исполнительские замыслы в различных видах деятельности; распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений. 10 Сброшюровано 10 листов 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)