8. Адаптир. рабоч. программа по литературное чтение на родном языке (русском) подг. кл 6.2

Приложение № 4
к АООП НОО
НОДА (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном языке (русском)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Количество часов: 17
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК
4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК
5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович
1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые

образовательные

потребности

у

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход
за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной
школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих
потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается
щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
2

особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
и

временных

представлений,

коррекционных

занятий).

специальное

Специальное

оборудование,

обучение

и

сочетание

услуги

учебных

должны

и

охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности:

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической

особенностью

данного

контингента

целенаправленного

формирования

пространственных

является

необходимость

представлений

и зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Адаптированная

рабочая

программа

разработана

по

учебному

предмету

«Литературное чтение на русском родном языке» для учащихся подготовительного
класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, УМК «Школа России».
Нормативную основу рабочей программы составили:
1.Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», протокол от22
декабря 2015 г. № 4/15.
2.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
3.Федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

(допущенных)

Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный
год.
4.Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России»
«Литературное чтение» авторов Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г.
3

утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента
государственного стандарта начального образования.
5. Образовательной программы НОО МОУ- СОШ № 4 на 2020-2021 уч.г.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой,
обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир
нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими
поколениями.
Задачи программы:
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных
произведений;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения; развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей,
накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать
художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике;
• обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт
ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться
на прочитанное.
На

изучение

литературного

чтения

на

родном

языке

(русском)

в

подготовительном классе выделяется 17 часов (0,5 ч в неделю, 33 учебные недели).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащиеся получат возможность научиться:


выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;



оценивать поступки героев произведения и свои собственные под

руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;


стремиться к успешной учебной деятельности.

Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
4

• составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
• оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями
или образцом;
• принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной
задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:


понимать цель и смысл выполняемых заданий;



самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;



самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в

методическом аппарате учебника системы условных обозначений;


самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные УУД
Учащиеся научатся:


работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы

условных обозначений;


читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события,

поступки, герои);


определять в художественном тексте последовательность событий, их

причинно-следственную связь;


представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в

пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;


использовать знаково-символические средства, в том числе словесные

модели для создания высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:


самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником

информации; находить заданное произведение разными способами;


выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные

словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;


группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли,

героям);


сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативных УУД
Учащиеся научатся:


слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
5



принимать участие в обсуждении прочитанного;



принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;



работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении

заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:


задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;



следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной

творческой деятельности; проявлять интерес к общению.
Предметные. Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:


воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;



читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с

индивидуальным темпом);


читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации

конца предложения;


самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя

главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;


вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев,

события);


участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного

произведения; отвечать на вопросы учителя;


пересказывать

текст подробно с опорой на картинный

план, на

иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);


представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема

выбранной книги).
Учащиеся получат возможность научиться:


читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в

соответствии с индивидуальным темпом;


самостоятельно определять главную мысль произведения;



задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному

произведению;


пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством

учителя;


находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения
6

Учащиеся научатся:


называть

авторов

и

заголовки

прочитанных

или

прослушанных

произведений в классе;


находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами

(тема, автор, название).
Учащиеся получат возможность научиться:


участвовать в организации выставки книг в классе;



находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:


ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное

произведение, тема, герой, рифма;


различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;



различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица,

поговорка;


находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в

произведении героев (звукопись).
Учащиеся получат возможность научиться:


определять особенности сказочного текста;



характеризовать героя произведения;



самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство

создания образа.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:


создавать

небольшое

высказывание

на

основе

прочитанных

или

прослушанных произведений;


придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;



создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;



иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;



разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию

под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:


придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными

произведениями;
7



читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных

выразительных средств;


инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства

выразительности.
II. Содержание учебного предмета.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,
стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по
жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и
интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа
«С чего начинается Родина».
М. Матусовский. С чего начинается Родина. В. Степанов. Что мы Родиной зовём
Пословицы и поговорки о Родине.

Путешествие по страницам детского журнала

«Большая переменка».
Знакомство и анализ произведений о Родине
«Русский язык – родной язык русского народа».
М. Крюков. Много языков на свете разных О. Я. Яковенко. Русский язык Сухарев
А. Сказка о Великом могучем русском языке. Пословицы и поговорки о языке и речи, о
силе доброго и злого слова.
Знакомство и анализ произведений о родном языке русского народа.
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества. Рассмотрение
понятия «фольклор». Малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки); узнавание,
различение, определение основного смысла.
Устное народное творчество
Знакомство с малыми фольклорными жанрами «Водят мыши хоровод», «На
улице», «Музыканты», «Коза – хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка»,
«Гости», колыбельные.
Русские народные сказки «Жихарка», «Курочка, мышка и тетерев», «Утушка».
Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку
и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет».
Анализ русских народных сказок. Русские народные сказки и сказки российских
писателей. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и
особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры
8

сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной
мысли) сказки, её нравоучительный характер.
Объяснение

термина

«докучная

сказка»

через

анализ

контекстных

словоупотреблений глагола «докучать»; установление причинно-следственных связей
между наличием повторов и выводом: «Эти тексты легко запомнить».
Творческая мастерская
Инсценирование русской народной сказки.
Реализация творческой деятельности учащихся: инсценирование, драматизация.

9

Тематическое планирование
№
Тема
1 Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа.
2 Устное народное творчество
3 Творческая мастерская
Итого

Кол-во часов
8
8
1
17 ч.

Тематическое планирование
1 класс (16ч)
№ №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1
2
3
4
5
6
7
8

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1
2
3
4
5
6
7
8

17. 1

Тема
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа
М. Матусовский. С чего начинается Родина.
В. Степанов. Что мы Родиной зовём.
Пословицы и поговорки о Родине.
Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка»
М. Крюков. Много языков на свете разных.
Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова.
О. Я. Яковенко. Русский язык.
Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке
Устное народное творчество
Малые фольклорные жанры. Считалки. Прибаутки.
Малые фольклорные жанры. Заклички – приговорки.
Малые фольклорные жанры. Небылицы – перевертыши.
Сказки. Русская народная сказка «Жихарка».
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».
Русская народная сказка «Утушка».
Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку».
Докучные сказки: Про сороку и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет».
Творческая мастерская
Инсценирование русской народной сказки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1.

Литературное чтение на родном языке (русском). Примерные рабочие

программы. 1–4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М.
Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020.

2.

Литературное чтение на родном языке (русском). 1 класс. Учеб. пособие для

общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу изучения предмета «Литературное чтение на родном языку (русском)»
учащиеся научатся:
– под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе
различных источников;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
– делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, краткого);
– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
получат возможность научиться:
– понимать прочитанное по ходу чтения;
– определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его
поступкам;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

11

Сброшюровано
11 листов

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».