10. Адаптир. рабоч. программа по ИЗО подг.кл 6.2

Приложение № 7
к АООП НОО
НОДА (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Количество часов: 33
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК
4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК
5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса,
находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с
НОДА:
–

требуется введение в

содержание обучения специальных разделов,

не

присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за
пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе
детей

с

выраженными

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата,

имеющих

потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным

рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается

щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
2

и

временных представлений,

коррекционных занятий).

специальное

оборудование,

Специальное обучение

и

сочетание

услуги

учебных и

должны охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности:

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической особенностью данного контингента является необходимость
целенаправленного

формирования пространственных представлений и

зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Основные цели программы:
– воспитание эстетических чувств; интереса к изобразительному искусству,
обогащение нравственного опыта, представления о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов мира, готовность и способность выражать свою
общественную позицию через искусство;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества.
– развитие воображения, желания и умения подходить к деятельности творчески,
развитие способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности;
–

овладение

элементарной

художественной

грамотой,

формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах творческой
деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического
вкуса.
Коррекция

недостатков

физического

развития

обучающихся

на

уроках

изобразительного искусства заключается в следующем:
‒

коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации

путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
‒

развитие

зрительной

памяти,

внимания,

наблюдательности,

образного

мышления, представления и воображения.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства
и окружающего мира;
3

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно
направлено на формирование эмоционально – образного, художественного типа
мышления,

что

является

условием

становления

интеллектуальной

и

духовной,

деятельности растущей личности.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный
характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Мир
изобразительных искусств», «Художественный язык изобразительного искусства»,
«Художественные творчество и его связь с окружающей жизнью». Специфика подобного
деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает виды изобразительных
искусств, второй блок рассказывает об основах изобразительного языка, третий
предполагает практический опыт постижения художественного языка изобразительного
искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального
художественного образования и воспитания.
Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук
не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации
мышечного

тонуса

и

развития

мелкой

моторики;

такие

упражнения

должны

предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных
минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное
восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.
Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным
заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения
не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный
эффект:

способствуют

нормализации

нарушенного

тонуса

мышц

рук,

служат

профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.
В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей
формообразующие движения руки на плоскости.
Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета у детей с
тяжелым поражением рук целесообразно проводить занятие аппликацией. Такие занятия
будут особенно способствовать формированию пространственных представлений.
Целесообразно

также

использование

трафарета,

что

способствует

воспитанию

правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно
4

расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов,
корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На
занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и
использовать эти цвета для создания реалистических изображений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства на первом году обучения

отводится 1 ч в

неделю, 33 часа в год (33 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:


интерес к русской художественной культуре;



основа для восприятия художественного произведения, определение его основного
настроения;



эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и
животного мира, отраженных в рисунке, картине;



первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;



положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к
отдельным видам художественно-творческой деятельности;



чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;



интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе
детских образов, автопортретов известных художников;



основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия
художественные произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:


понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;



понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;



первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественнотворческой деятельности;



уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе,
доброжелательном отношении к людям;



представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;



личностной идентификации на основе общего представления о творческом
самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

5

Метапредметные результаты
Обучающийся научится:


принимать учебную задачу;



оценивать

совместно

с

одноклассниками

и

учителем

результат

своей

художественно-творческой деятельности;


понимать выделенные учителем ориентиры;



адекватно воспринимать предложения учителя.



Обучающийся получит возможность научиться:



принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения
работы, предложенный в учебнике;



на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его
воплощения;



осуществлять

под

руководством

учителя

контроль

по

результату

своей

деятельности;


воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;



желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;



формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты

Обучающийся научится:


эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и
репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать
и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;



группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру,
эмоциональному состоянию;



осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена
украшали жизнь человека;



называть ведущие художественные музеи России.

Обучающийся получит возможность научиться:


понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;



принимать условность и субъективность художественного образа;



сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в
произведениях искусства, и объяснять разницу;
6



выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства;



владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для
своего возраста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных искусств
Изобразительное

искусство

–

диалог

художника

и

зрителя,

особенности

художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных искусств
человеческих чувств, отношений к

природе, человеку на примере произведений

художников.
Виды изобразительных искусств: живопись, графика, декоративно – прикладное
искусство
Их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж, натюрморт.
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи
изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора – знакомство с ведущими художественными музеями России.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция Элементарные
основы рисунка (характер линии, штриха, соотношение черного и белого, композиция).
Живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера
цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и
зарубежных художников.
Расширение кругозора – восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и
мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства
в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественнотворческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись,
графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт,
пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных
техник и материалов (гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры).

7

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, орнамента. Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России,

их

связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий
народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных
промыслов.
Расширение кругозора – экскурсии в музеи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Разделы

Кол- во часов

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8 ч.

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8 ч.

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают
друг другу.

11
ч.
6 ч.

Общее количество часов

33
ч.

Тематическое планирование
№

Тема
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в природу.
Мастер Изображения учит видеть. Урок – фантазия.
Изображать можно пятном. Урок – сказка «Про Кляксу».
Изображать можно в объёме. Урок – путешествие
Изображать можно линией. Экскурсия в природу.
Разноцветные краски. Час удивления.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Художники и зрители
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
Мир полон украшений
Красоту нужно уметь замечать. Цветы
Узоры на крыльях
Красивые рыбы
Украшение птиц
Узоры, которые создали люди
Как украшает себя человек
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
8

Постройки в нашей жизни
Домики, которые построила природа
Домики, которые построила природа
Дом снаружи и внутри
Какие можно придумать дома. Дома бывают разными
Строим город
Строим город
Всё имеет своё строение
Постройка предметов. Строим вещи
Проект «Город, в котором мы живём»
Проект «Город, в котором мы живём»
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе
Сказочная страна
Времена года. Весенний день
Разноцветные жуки. Урок любования.
Сказочная птица
Здравствуй, лето!
Всего: 33 ч

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
 Рабочие

программы

по

изобразительному

искусству

Неменский

Б.М.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы - М.: Просвещение,
2011.
 Учебники по изобразительному искусству 1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство.
Учебник. 1класс. - М.: Просвещение, 2020.

 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству.
 Информационно-коммуникативные средства:
–

электронные

образовательные

ресурсы,

соответствующие

содержанию

обучения;
– произведения изобразительного искусства;
– произведения народного декоративно-прикладного искусства;
– таблицы, плакаты, детские работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства (на конец второго года
обучения) ученик должен по возможности знать:
– значение слов: художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, силуэт,
иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
9

– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративноприкладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России;
– ведущие художественные музеи России;
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
–

основные

средства

выразительности

графики,

живописи,

декоративно-

прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
–организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы работы живописными и графическими
материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– рисовать кистью элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг,
прямые и волнистые линии) и растительные: (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся художников;
– сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графика, живопись,
декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и
живописи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
–

проявления эмоционального отношения к произведениям искусства,

к

окружающему миру;
– оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине,
защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявлениям положительного отношения к процессу и результатам труда –
своего и других людей.
10

11

Сброшюровано
10 листов

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».