13. Адаптир. рабоч. программа по родному языку (русскому ) 1 кл. 6.2

Приложение № 3
к АООП НОО
НОДА (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
1 класс

Количество часов: 16
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК
4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК
5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович
1

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые

образовательные

потребности

у

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход
за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной
школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих
потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается
щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
2

класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
и

временных

коррекционных

представлений,
занятий).

специальное

Специальное

оборудование,

обучение

и

сочетание

услуги

учебных

должны

и

охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности:

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической особенностью данного контингента является необходимость
целенаправленного

формирования

пространственных

представлений

и зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Курс родного (русского) языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам
и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и
3

других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных
ценностей,

поведенческих

стереотипов

и

т.

п.,

что

способствует

воспитанию

патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной
язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные
языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом.

Программа

учебного

предмета

отражает

социокультурный

контекст

существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Программа по русскому (родному) языку составлена на основе требований к
предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в 1 классе в объёме 16 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Изучение предмета «Русский родной язык» должно обеспечивать достижение
предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями,
навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного
предмета «Русский родной язык».
Личностные:
4

У учащихся будут сформированы:

•

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как

собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

•

осознание роли речи в общении людей;

•

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения

мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

•

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к

изучению курса развития речи;

•

чувство

прекрасного

–

уметь

чувствовать

красоту

и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

•

интерес к изучению языка.

Метапредметные умения:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:

•

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

•

проговаривать последовательность действий на уроке;

•

учиться

высказывать

своё

предположение

(версию)

на

основе работы с иллюстрацией учебника;

•

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:

•

ориентироваться

в

учебнике

(на

развороте,

в

оглавлении,

в условных обозначениях);

•

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:

•

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

•

слушать и понимать речь других;
5

•

выразительно читать и пересказывать текст;

•

договариваться

с

учителем

о правилах поведения и общения и следовать им;

•

одноклассниками

совместно

с

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера

исполнителя).
Предметные результаты:
Изучение предмета «Русский родной язык» в подготовительном классе должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими
именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в
ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в подготовительном
классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Общая характеристика учебного предмета
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные

линии

настоящей

программы

соотносятся

с

основными

содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:

• совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

• включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с
этим в программе выделяются следующие блоки:
6

Раздел 1. Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 2. Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину:
что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2)
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 3. Секреты речи и текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Тематическое планирование
7

№

Тема

Количество часов

1

Язык в действии.

5

2

Русский язык: прошлое и настоящее.

9

3

Секреты речи и текста.

2

Итого

16 ч.
Тематическое планирование

№ №
1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

1
2
3
4
5
6
7
8
9

15
16

1
2

Тема
Язык в действии
Где поставить ударение.
Где поставить ударение.
Где поставить ударение.
Как сочетаются слова.
Как сочетаются слова.
Русский язык: прошлое и настоящее
Как писали в старину.
Как писали в старину.
Как писали в старину.
Дом в старину: что как называлось.
Дом в старину: что как называлось.
Дом в старину: что как называлось.
Во что одевались в старину.
Во что одевались в старину.
Во что одевались в старину.
Секреты речи и текста
Сравниваем тексты.
Сравниваем тексты.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова
М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Родной русский язык. 1 класс: учебник для
общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.- 112 с.
2. Баско Н. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики:
[более 2300 устаревших единиц, историзмы и архаизмы, примеры из классической
литературы] / Российская академия наук, программа "Словари XXI века". – Москва: АСТ–
ПРЕСС КНИГА, 2013. – 448 с. – (Настольные словари русского языка)

8

3. Букчина Б. З. Орфографический словарь русского языка: [ок. 100 000 слов] /
Российская академия наук; программа "Словари XXI века»; науч. ред. Н. Г. Зайцева. – 6–е
изд. – Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 1296 с. – (Настольные словари русского
языка)
4. Гуркова, И. В. Словари и методика работы с ними на уроках русского языка в
начальной школе / И. В. Гуркова // Начальное образование. – 2015. – № 5 – С. 46–52.
5. Зимин Валентин Ильич. Словарь–тезаурус русских пословиц, поговорок и
метких выражений: более 22000 пословиц, поговорок, молвушек, присловий, приговорок,
присказок, загадок, примет, дразнилок, считалок / В. И. Зимин; Российская академия наук.
– Москва: АСТ-ПРЕСС, 2012. – 729 с.; 24 см. – (Серия "Настольные словари русского
языка") (Словари XXI века)
6. Лопатин, В. В. Прописная или Строчная? орфографический словарь: более
20000 слов и словосочетаний / В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – Москва:
Эксмо, 2007. – 51
7. Федоров, А. И. Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов
русского литературного языка: [около 20 000 слов и выражений] / Ин- т филологии
Сибирского отд. РАН. – Москва: Восток–Запад, 2012. – 894 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:


при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и

настоящее»: быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами;


при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить

слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль
ударения;



при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
9

народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в
нём наиболее существенные факт.

Сброшюровано
9 листов

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».