Приложение № 1 к АООП НОО НОДА (вариант 6.2) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс Количество часов: 132 Составители: 1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК 2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК 3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК 4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК 5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК г. Богданович 1 РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: – требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; – необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; – индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; – следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; – необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается 2 щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных коррекционных представлений, занятий). специальное Специальное оборудование, обучение и сочетание услуги учебных должны и охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Специфической особенностью данного контингента является необходимость целенаправленного формирования пространственных представлений и зрительно- моторной координации для успешного достижения предметных результатов. Рабочая программа имеет целью заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить развитие графомоторных навыков у ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка и способствует решению следующих задач: овладение грамотой (письмом, как видом письменной речи); развитие умений ориентироваться в тетради, находить рабочую строку; умение работать на компьютере для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в случае невозможности формирования навыка традиционного письма; умение различать письменные и печатные буквы; списывание и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами; овладение (по возможности) аккуратным разборчивым письмом с учетом гигиенических требований; создание небольших собственных текстов (сочинений, рассказов, сказок); расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи; овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; приобретение и систематизация знаний о русском языке; раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка; формирование у детей чувства языка. 3 Общая характеристика учебного предмета Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Обучение грамоте» выделяется: 2-й год обучения (1 класс): – 32 часа (4 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета (курса «Русский язык») Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 4 воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. соотносить понятия «родная природа» и «Родина». Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. адекватно воспринимать оценку учителя. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом. вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. определять в сотрудничестве с учителем последовательность изучения материала. Познавательные УУД: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: 5 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Предметные результаты отличать текст от набора предложений, записанных как текст; писать буквы, воспроизводить на письме, писать слоги, слова, короткие предложения. узнавать графический образ букв выделять звуки из слов записывать предложение, ставить знаки препинания. правописания гласных в корне слова; правописания звонких и глухих согласных в корне слова. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Период обучения Количество часов 1 четверть (письмо) 32 часа 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока 1. Повторение. Буквы, слоги, слова. Письмо изученных букв, слогов, слов 2. Строчная буква ю 3. Заглавная буква Ю 4. Письмо слов с буквами Ю ю 5. Строчная буква ц 6. Заглавная буква Ц 7. Письмо слогов и слов с буквами Цц и другими изученными буквами 8. Строчная буква э 9. Заглавная буква Э. Заглавная буква Э 10. Строчная буква щ 11. Строчная буква щ. 12. Сочетания ча-ща 13. Заглавная буква Щ 14. Строчная и заглавная буквы Фф 15. Строчная и заглавная буквы Фф 16. Строчные буквы ь и ъ 17. Письмо изученных букв, слогов, слов. Письмо слов с сочетанием жи-ши 18. Письмо слов с сочетанием чу-щу 19. Письмо слов с сочетанием чу-щу. Письмо прописных букв 20. Списывание с печатного текста 21. Запись и составление предложений 22. Письмо слов под диктовку 23. Закрепление изученного. Письмо слов под диктовку 24. Письмо слов с сочетанием жи-ши 25. Письмо слов с сочетанием жи-ши 26. Письмо слов с сочетанием жи-ши 27. Письмо слов с сочетанием жи-ши 7 28. Письмо слов с сочетанием жи-ши 29. Письмо слов с сочетанием ча-ща 30. Письмо слов с сочетанием ча-ща 31. Письмо слов с сочетанием. Письмо слов с сочетанием чу-щу 32. Составление предложений к картинкам РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 1. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение. 2. Прописи. 1 класс. В 4 частях. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. - М.: Просвещение. 3. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М., Просвещение. 4. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» и «Прописи» В. Г. Горецкого и др. – Волгоград. 5. DVD. Обучение грамоте. 1 класс. Игнатьева Т. В. 6. Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику Горецкого В. Г. и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Заключительный этап: Получат знания: – о структуре родной речи, о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте; – о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; – о формах каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов. Научатся: – читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; – пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); 8 – озаглавливать прослушанный текст; – выполнять правила записи/печатания предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, нч с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу. Получат возможность: – анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов; применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; – применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]. РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели образовательно-коррекционной работы Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: – требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам; – необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; – индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; 9 – следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; – необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Специфической особенностью данного контингента является необходимость целенаправленного формирования пространственных представлений и зрительно-моторной координации для успешного достижения предметных результатов. Рабочая программа имеет целью открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению и способствует решению следующих задач: – развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; – освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; – овладение умениями правильно писать/печатать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 10 Общая характеристика учебного предмета Данная программа составлена для реализации курса русский язык, который является частью начального общего образования и разработана в логике учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников с НОДА. Ключевая идея курса заключается в формировании функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Специфика курса русский язык требует особой организации учебной деятельности школьников в форме урока. Начальное образование по русскому языку играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона начального образования связана с формированием развития грамотного письма, духовная – с нравственным развитием человека. Практическая полезность начального курса русский язык обусловлена тем, что в процессе изучения формируется навык клавиатурного письма, письма прописными и печатными буквами. Без базовой подготовки по русскому языку невозможно стать образованным человеком, так как орфографическое чтение (проговаривание) является средством самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: игровое, проблемное обучение. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: олимпиад, проектов, игр. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме проверочных работ, словарных диктантов, списывания текста. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Русский язык» выделяется 100 часов (4 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса). Сроки освоения: 2, 3, 4 четверти второго года обучения (1 класс). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета (курса «Русский язык») 11 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Овладение по возможности способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование по возможности знаково-символических средств представления информации. 4. Использование по возможности речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение по возможности навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 6. Овладение по возможности логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Овладение по возможности начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12 8. Овладение по возможности базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Формирование по возможности первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Овладение по возможности первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 3. Формирование по возможности умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 4. Осознание по возможности безошибочного письма или печатания как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 5. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 6. Формирование по возможности умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наша речь Язык. Речь. Устная и письменная речь. Русский язык - родной язык русского народа. Текст, предложение, диалог. Текст. Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Диалог. Слово 13 Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные. Слова, близкие по смыслу, слова противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова. Слово и слог. Ударение Слово. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Звуки и буквы Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел–мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными. № Наименование разделов и тем 1 Наша речь 9 2 Текст, предложение, диалог 17 3 Слова, слова, слова … 17 4 Слово и слог. Ударение. 23 5 Звуки и буквы. 34 Итого Всего часов 100 Резервные часы могут быть использованы учителем дополнительно на изучение тем, вызвавших набольшие затруднения у обучающихся или использованы на проектную деятельность. 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока «Наша речь» (9 ч) 1. Язык и речь. Знакомство с учебником 2. Язык и речь. Знакомство с учебником 3. Язык и речь 4. Язык и речь 5. Виды речи. Какой бывает речь? 6. Виды речи. Какой бывает речь? 7. Что такое родной язык? 8. Обобщение «Язык и речь». Работа с текстом «Наша речь» 9. Обобщение «Язык и речь». Работа с текстом «Наша речь» «Текст, предложение, диалог» (17 ч) 10. Текст 11. Текст 12. Текст 13. Предложение 14. Предложение 15. Знаки препинания в конце предложений 16. Знаки препинания в конце предложений 17. Предложения, различные по цели высказывания 18. Предложения, различные по цели высказывания 19. Предложения, различные по цели высказывания 15 20. Предложения восклицательные и невосклицательные 21. Предложения восклицательные и невосклицательные 22. Прописная буква в начале предложения 23. Прописная буква в начале предложения 24. Списывание текста 25. Списывание текста 26. Диалог «Слова, слова, слова…» (17 ч) 27. Слово. Роль слов в речи 28. Слово. Роль слов в речи 29. Предмет и слово 30. Предмет и слово 31. Признак и слово 32. Признак и слово 33. Действие и слово 34. Вежливые слова 35. Слова однозначные и многозначные 36. Слова однозначные и многозначные 37. Слова, близкие и противоположные по смыслу 38. Слова, близкие и противоположные по смыслу 39. Слово – имя собственное 40. Слово – имя собственное 16 41. Проверочная работа 42. Закрепление знаний по теме «Слово» 43. Закрепление знаний по теме «Слово» «Слово и слог. Ударение» (23 ч) 44. Слог как минимальная произносительная единица 45. Слог как минимальная произносительная единица 46. Слог как минимальная произносительная единица 47. Деление слов на слоги 48. Деление слов на слоги 49. Деление слов на слоги 50. Правила переноса слов 51. Правила переноса слов 52. Правила переноса слов 53. Проверочная работа 54. Проверочная работа 55. Ударение. 56. Ударение. 57. Ударение. 58. Способы выделения ударения. 59. Способы выделения ударения. 60. Способы выделения ударения. 61. Ударные и безударные слоги 62. Ударные и безударные слоги 17 63. Ударные и безударные слоги 64. Правила произношения слов 65. Правила произношения слов 66. Правила произношения слов «Звуки и буквы» (34 ч) 67. Звуки и буквы 68. Звуки и буквы 69. Русский алфавит или Азбука 70. Русский алфавит или Азбука 71. Гласные звуки и буквы 72. Гласные звуки и буквы 73. Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах 74. Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах 75. Закрепление и повторение 76. Закрепление и повторение 77. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э 78. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э 79. Ударные и безударные гласные звуки 80. Ударные и безударные гласные звуки 81. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук 82. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук 83. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука 18 84. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука 85. Составление устного и письменного текста по рисунку и опорным словам 86. Буквы, обозначающие согласные звуки 87. Слова с удвоенными согласными 88. Слова со звуком [й] и буквой й 89. Твёрдые и мягкие согласные звуки 90. Мягкий знак как показатель мягкости звука 91. Мягкий знак как показатель мягкости звука 92. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений 93. Глухие и звонкие согласные звуки 94. Способы проверки парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова 95. Шипящие согласные звуки 96. Проект «Скороговорки» 97. Правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ 98. Правило правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 99. Заглавная буква в словах 100. Повторение и обобщение изученного материала Итого: 132 часа РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 19 1. Печатные пособия: Канакина В. П. Русский язык. 1 класс, учебник для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение. Канакина В. П. Русский язык: рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение. 2. Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. (CD). 3. Наглядные пособия: Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв. 4. Материально-технические средства: Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Формирование по возможности первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. русского Овладение по возможности первоначальными представлениями о нормах языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Формирование по возможности умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. Осознание по возможности безошибочного письма или печатания как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 20 Формирование по возможности умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Сброшюровано 19 листов 21 22 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)