20. Адаптир. рабоч. программа по литературному чтению 1 кл. 6.2

Приложение № 2
к АООП НОО
НОДА (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс

Количество часов: 132
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
3) Ефименко Надежда Николаевна, учитель начальных классов, ВК
4) Орликова Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 КК
5) Пушкарева Резида Ралифовна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович
1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы:
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые

образовательные

потребности

у

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход
за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной
школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих
потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным

рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается
2

щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
и

временных представлений,

коррекционных занятий).

специальное

оборудование,

Специальное обучение

и

сочетание

услуги

учебных и

должны охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности:

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической особенностью данного контингента
целенаправленного

является необходимость

формирования пространственных представлений и

зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Рабочая программа имеет целью заложить основы формирования функционально
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему
осознать себя носителем языка и способствует решению следующих задач:


овладение грамотой (чтением, как видом речевой деятельности);



развитие умений слушания и говорения;



расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение
грамматическим строем речи;



овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;



приобретение и систематизация знаний о русском языке;



раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской
культурой; воспитание средствами русского языка;



формирование у детей чувства языка.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ

элементарного

графического

навыка,

развитие

речевых

умений,

обогащение

и

активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление
грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на
уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт
параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной
3

речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его
периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного).
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном
этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы
сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и
включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
*На уроках обучения грамоте учащиеся, у которых графомоторные навыки не
формируются (тяжелые поражения рук и/или тяжелые нарушения зрительно-моторной
координации), усваивают графический образ букв, составляя его из разрезных элементов
для дальнейшего узнавания этих букв, находят ее место в нужном ряду на клавиатуре.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Обучение грамоте» выделяется:
2-й год обучения (I четверть)
– 32 часа (4 ч в неделю, 8 учебных недель) на обучение чтению с возможной
корректировкой количества часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
4

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметные результаты
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
5

– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные;
согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные
звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или
мягкость согласного звука);
– определять количество букв и звуков в слове.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
6

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов
и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:


раздельное написание слов;



обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);



прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;



перенос слов по слогам без стечения согласных;



знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений, на основе опорных слов.
Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе
программы, который включает:
— Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др.
(обучение чтению); к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
Послебукварный период.
Чтение. Развитие речи
Обобщение,

систематизация,

закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

приобретенных в процессе обучения грамоте.
1. Круг произведений для чтения.
7

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н.
Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о
природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур;
стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование
навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи,
рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов;
наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью
учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение
произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения
чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления
двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных,
развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.
Воспитание

эмоционально-эстетического

восприятия

художественных

произведений; развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе
общения с природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные
тексты в альбомы и красочно оформлять их.
Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи
литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к
прочитанному.
Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной
интонацией.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

Период обучения

Количество часов

Послебукварный

32

Итого

32

№

Тема
Послебукварный период

1

Закрепление. Алфавит

2

Закрепление. Алфавит

3

Закрепление. Алфавит

4

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

5

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

6

К. Ушинский «Наше отечество»

7

К. Ушинский «Наше отечество»

8

В. Крупин «Первоучители словенские»

9

В. Крупин «Первый букварь»

10

А. С. Пушкин «Только месяц показался»

11

А. С. Пушкин «Только месяц показался»

12

А. С. Пушкин «Только месяц показался»

13

Л. Н. Толстой

14

К. Д. Ушинский о детях

15

К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница»

16

К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон».«Путаница»

9

17

В.В. Бианки «Первая охота»

18

В.В. Бианки «Первая охота»

19

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

20

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

21

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два»

22

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

23

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

24

А.Л. Барто «Помощница», «Игра в слова»

25

А.Л. Барто «Помощница», «Игра в слова»

26

С.В. Михалков «Котята»

27

С.В. Михалков «Котята»

28

С.В. Михалков «Котята»

29

Б.В. Заходер «Два и три»

30

Б.В. Заходер «Два и три»

31

В.Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом»

32

Проверим себя и оценим свои достижения»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
10

1.

Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В.Г.

Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение.
2.

Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей

общеобразовательных школ. – М., Просвещение.
3.

Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» В.Г.

Горецкого и др. – Волгоград, 2012.
4.

DVD.Обучение грамоте. 1 класс. Игнатьева Т.В.

5.

Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику Горецкого В.Г. и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На конец изучения предмета «Обучение грамоте (чтение)» обучающиеся должны:


знать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах

русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц,
фиксируемых

в

определённой

последовательности,

а

также

о

словосочетании,

предложении и тексте. Графические системы печатных и письменных букв русского
алфавита. Форму каждой буквы как пространственно-количественную совокупность
составляющих ее элементов;


уметь читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в

индивидуальном для каждого ученика темпе;


отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказать отдельные

части текста (2–3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст;


выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с

сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу;


анализировать устную и письменную речь на основе сформированных

образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с
помощью соответствующих символов;


применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией

синтаксических пауз на знаках препинания;


осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их

соединений на письме;

11



применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного

принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи
на письме звука [й’].

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы:
Вследствие

неоднородности

состава

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их
школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая
может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ
или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем
для конкретного класса или обучающегося.
Особые

образовательные

потребности

у

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том

числе

специализированных

компьютерных

и

ассистивных

технологий),

обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход
за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной
школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих
12

потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них
безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально
адаптированным

рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается

щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет
особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия
(пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом
класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных
и

временных представлений,

коррекционных занятий).

специальное

оборудование,

Специальное обучение

и

сочетание

услуги

учебных и

должны охватывать

физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с
тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться
вспомогательная

техника.

В

частности:

коммуникационные

приспособления

от

простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы
(коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).
Специфической особенностью данного контингента является необходимость
целенаправленного

формирования пространственных представлений и

зрительно-

моторной координации для успешного достижения предметных результатов.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами
текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
—

развитие

художественно-творческих

и

познавательных

способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
—

обогащение

нравственного

опыта

младших

школьников

средствами

художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства,
сознание

и

волю

читателя,

способствует

формированию

личных

качеств,
13

соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся
на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения
и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней
школе.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно14

познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые
книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг
к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и
эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой
и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с
разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся,
на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения
(беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания
прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и
предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное,
изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух
высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать
вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку
зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях
учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и
общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических)
произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский
текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно
15

пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и
полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах
(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием
текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление
текста

на

части,

озаглавливание,

составление

плана,

различение

главной

и

дополнительной информации текста.
Программой

предусмотрена

литературоведческая

пропедевтика.

Учащиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли)
читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений
(рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
пословица, считалка, прибаутка). Дети

учатся использовать изобразительные и

выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты,
учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а
именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет

детям

почувствовать

целостность

художественного

образа,

адекватно

воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения
героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл
прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы
деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное
произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе16

ственным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт
ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе
чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским
текстом.

Такой

подход

обеспечивает

полноценное

восприятие

литературного

произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного
рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и
художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них
развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 100 часов (4 ч в неделю) – 2, 3, 4 четверти второго года
обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентации

многонационального российского общества;
– формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
– овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
17

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
– наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
– освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
– активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
– использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях,

энциклопедиях

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами;
– овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
– готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения иоценку событий;

18

– умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
– умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
– умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
– умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста
по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
– развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.
19

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у
них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно

подготовиться к выразительному чтению

небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по

объёму

и

жанру

произведений).

Определение

вида

чтения

(изучающее,

ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
20

Практическое

освоение

умения

отличать

текст

от

набора

предложений.

Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных

средств

языка

(синонимов,

антонимов,

сравнений,

эпитетов),

последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для
21

данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика

героя

произведения

с

использованием

художественно-

выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и
его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение

особенностей

учебного

и

научно-популярного

текстов

(передача

информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
22

Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение,

повествование).

Самостоятельное

построение

плана

собственного

высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
23

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв.,
классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной
(с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными
для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги

разных

видов:

художественная,

историческая,

приключенческая,

фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная

ориентировка

в

литературных

понятиях:

художественное

произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
24

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения
различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять
свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными

текстами-описаниями,

находить

литературные

произведения,

созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения: игровое, проблемное
обучение. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: олимпиад,
проектов, игр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Период обучения

Количество часов

1

Раздел 1: «Жили - были буквы»

2

4

Раздел 2: «Сказки, загадки,
18
небылицы »
Раздел 3: «Апрель, апрель. На дворе 15
звенит капель»
Раздел 4: «И в шутку и всерьёз…»
16

5

Раздел 5: «Я и мои друзья»

6

Раздел 6: «О братьях наших
меньших»
Итого

3

19

13
19
100

25

№

Тема
Раздел 1: «Жили - были буквы»

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь

2

В. Данько «Загадочные буквы»

3

В. Данько «Загадочные буквы»

4

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»

5

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»

6

С. Чёрный «Живая азбука»

7

С. Чёрный «Живая азбука»

8

Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

9

Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

10

Г. Сапгир «Про медведя»

11

Г. Сапгир «Про медведя»

12

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

13

И. Гамазкова «Кто как кричит?»

14

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»

15

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»

16

С. Маршак «Автобус № 26»

17

С. Маршак «Автобус № 26»

18

Из старинных книг. Разноцветные страницы

19

Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»
Раздел 2: «Сказки, загадки, небылицы »

26

20

Загадки. Сказки. Небылицы

21

Загадки. Сказки. Небылицы

22

Е. Чарушин «Теремок»

23

Русская народная сказка «Рукавичка»

24

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы

25

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы

26

«Рифмы Матушки Гусыни»

27

«Рифмы Матушки Гусыни»

28

Король Пипин. Дом, который построил Джек

29

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

30

Русская народная сказка «Петух и собака»

31

Русская народная сказка «Петух и собака»

32

К. Ушинский «Гусь и Журавль»

33

К. Ушинский «Гусь и Журавль»

34

Л. Толстой «Зайцы и лягушки»

35

Л. Толстой «Зайцы и лягушки»

36

Урок обобщения. Разноцветные страницы

37

Викторина по сказкам. Оценка своих достижений.
Раздел 3: «Апрель, апрель. На дворе звенит капель»

38

А. Майков «Ласточка примчалась…».

39

А. Плещеев «Травка зеленеет..»

40

А. Майков «Весна».

41

Т. Белозёров «Подснежники»
27

42

С. Маршак «Апрель»

43

И. Токмакова «Ручей»

44

И. Токмакова «Ручей»

45

Л. Ульяницкая «Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки»

46

Е. Трутнева «Когда это бывает?»

47

И. Токмакова «К нам шагает весна»

48

В. Берестов «Воробушки»

49

Р. Сеф «Чудо». А. Майков «Христос Воскрес»

50

Разноцветные страницы

51

Обобщение по теме.

52

Проект «Составляем сборник загадок»
Раздел 4: «И в шутку и всерьёз…»

53

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Выставка книг.

54

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Выставка книг.

55

Я. Тайц «Волк»

56

Г. Кружков «Ррры»

57

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

58

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

59

К. Чуковский «Федотка»

60

О. Дриз «Привет»

61

О. Григорьев «Стук»

62

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

63

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»
28

64

К. Чуковский «Телефон»

65

К. Чуковский «Телефон»

66

М. Пляцковский «Помощник»

67

Из старинных книг. К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и
сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому»

68

Обобщающий урок. Оценка своих достижений
Раздел 5: «Я и мои друзья»

69

Книги о друзьях и дружбе. Ю. Ермолаев «Лучший друг»

70

Е. Благинина «Подарок»

71

В. Орлов «Кто первый?»

72

С. Михалков «Бараны»

73

Р. Сеф «Совет»

74

И. Пивоварова «Вежливый ослик»

75

В. Берестов «В магазине игрушек». В Орлов «Если дружбой…»

76

Я. Аким «Моя родня»

77

С. Маршак «Хороший день»

78

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»

79

Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы

80

Обобщающий урок. Оценка своих достижений

81

Проект «Наш класс – дружная семья»
3Раздел 5: «О братьях наших меньших»

82

С. Михалков «Трезор»

83

Р. Сеф «Кто любит собак…»

29

84

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

85

И. Токмакова «Купите собаку»

86

М. Пляцковский «Цап Царыпыч». Г. Сапгир «Кошка»

87

«Кошки» (научно-познавательная статья)

88

В. Берестов «Лягушата»

89

«Лягушки» (научно-познавательная статья)

90

В. Лунин «Никого не обижай»

91

С. Михалков «Важный совет»

92

Д. Хармс «Храбрый ёж»

93

Н. Сладков «Лисица и ёж»

94

Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо»

95

С. Аксаков «Гнездо»

96

Обобщающий урок

97

Разноцветные страницы

98

Проверим себя и оценим свои достижения

99

По следам самостоятельного чтения

100

По следам самостоятельного чтения

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 1 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприложением на электронном
носителе в 2 частях – М.: Просвещение.

30

 М.В. Бойкина и др. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. –
М., СПб, Просвещение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу изучения предмета «Литературное чтение» учащиеся научатся:
– под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе
различных источников;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
– делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа
(полного, выборочного, краткого);
– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
получат возможность научиться:
– понимать прочитанное по ходу чтения;
– определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его
поступкам;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

31

Сброшюровано
31 лист

32

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».