УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ – СОШ № 4 _____________Е.В. Михаленко МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ г. Богданович 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации регулируют порядок организации учебного процесса в МОУ – СОШ № 4 по профессиональной подготовке водителей транспортных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом школы, и другими локальными актами школы. Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность руководителя автошколы, педагогического коллектива, обеспечивающая подготовку учащихся по программам подготовки водителей транспортных средств. 2. Организация учебного процесса 2.1. Подготовка водителей ТС осуществляется в очной утренней, дневной и вечерней формах обучения в выходное день (Суббота). 2.2. Учебные группы по подготовке водителей комплектуются численностью не более 30 человек. 2.3. Учебные планы и программы подготовки водителей транспортных средств разрабатываются школой на основании соответствующих примерных программ, утверждённых министерством образования и науки Российской Федерации нормативных актов. 2.4. Сроки обучения устанавливаются исходя из объемов учебных планов и программ, режимов обучения, а также от количества обучающихся и от количества инструкторов по вождению и согласуются с экзаменационным подразделением ГИБДД. 2.5. Учебная нагрузка при организации занятий в форме очного утреннего, дневного и вечернего обучения не должна превышать 6 часов в день и 30 часов в неделю. Режим обучения в группе выходного дня не должна превышать 6 часов в день. 2.6. В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля разрешается отрабатывать на учебном автомобиле не более двух часов 2.7. Занятия в автоклассе проводятся на основании расписаний теоретических занятий и графиков учебного вождения. 2.8. Основными формами обучения являются теоретические, практические и контрольные занятия. 2.9. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, а практических занятий по вождению автомобиля - 60 минут, включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Допускается проведение теоретических занятий в течение 90 минут без перерыва. 2.10. Теоретические занятия проводятся преподавателем, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым. Занятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и по психофизиологическим основам деятельности водителя проводятся медицинским работником. 2.11. Теоретические и практические занятия проводятся в специально оборудованных классах в составе учебной группы с целью изучения нового материала. 2.12. Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автоплощадке и учебных маршрутах, согласованных с органами ГИБДД. 2.13. К практическому вождению, связанному с выездом на дороги общего пользования, допускаются лица, имеющие достаточные навыки первоначального управления транспортным средством (на автоплощадке) и прошедшие соответствующую проверку знаний Правил дорожного движения. 2.14. В случае, если обучающийся показал неудовлетворительные знания или имеет недостаточные первоначальные навыки управления транспортным средством, ему назначается дополнительное обучение после соответствующей дополнительной оплаты. 2.15. Школа имеет право уведомить обучающегося о нецелесообразности дальнейшего обучения вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным дальнейшее обучение. 2.16. Школа отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского осмотра мастеров производственного обучения вождению и водителей-инструкторов. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского осмотра отражается в путевом листе. 3. Контроль учебного процесса 3.1. Контроль учебного процесса в автоклассе имеет целью установить: - соответствие организации и порядка проведения учебного процесса требованиям законодательства Российской Федерации в области образования, и других нормативных актов, регламентирующих деятельность автокласса; - степень реализации учебных планов и программ; - теоретический и методический уровень проведения занятий; - уровень организации и проведения самостоятельной работы учащихся; - уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы; - состояние дисциплины на занятиях, выполнение Устава и Правил внутреннего распорядка школы. 3.2. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи учащимся, педагогическим работникам, обеспечивая в конечном итоге повышение качества учебного процесса. 3.3. Контроль обучения в автоклассе проводится преподавателями и мастерами. ( выполнения графиков вождений, расписания занятий, журналов теоретической подготовки, тематических планов и индивидуальных планов преподавателей). 3.4. Педагогический контроль в автоклассе осуществляется директором школы. 3.5. Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с планами автокласса и графиками. 3.6. Лица, контролирующие учебные занятия, обязаны входить в аудиторию вместе с преподавателем и присутствовать на занятиях до их окончания. В ходе занятия им не разрешается вмешиваться в работу преподавателя или делать ему замечания. 3.7. По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющий проводит разбор занятия с участием преподавателя, анализирует положительные и отрицательные стороны в организации и методике проведения занятия, дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков. Результаты педагогического контроля анализируются и обсуждаются директором. 4. Контроль успеваемости и качества подготовки учащихся. 4.1. Контроль успеваемости и качества подготовки учащихся проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения. 4.2. Контроль успеваемости учащихся делится на промежуточную аттестацию и квалификационный экзамен. 4.3. Формы контроля определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. 4.4. Письменные контрольные работы обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок). 4.5. Промежуточная аттестация по завершению отдельных теоретических этапов обучения проводится путем написания письменных контрольных работ, тестирования обучающихся и оцениваются по пятибалльной системе. («5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок). 4.6. Контроль по завершению отдельных практических этапов обучения проводится путем практических контрольных занятий в соответствии с учебно-тематическим планом учащихся и оценивается в соответствии с прилагаемым Перечнем "Ошибок и нарушений" применяемых на экзаменах в ГИБДД, по пятибалльной шкале. (5 и более ошибок - «НЕ СДАЛ», менее 5 или полное отсутствие ошибок «СДАЛ»). 4.7. Периодичность промежуточной аттестации по теоретическому и практическому обучению проводится поэтапно, после прохождения соответствующих блоков пройденных тем, и разрабатывается преподавателями для каждой обучающейся группы в индивидуальном порядке. 4.8. Квалификационный экзамен проводится у учащихся, прошедших полный курс обучения в рамках учебной программы подготовки водителей, сдавшие текущие зачеты и экзамены по дисциплинам, изучаемым в рамках учебной программы. 4.9. Квалификационный экзамен (комплексный экзамен по предметам) проводится аттестационной комиссией, состав которой формируется и утверждается приказом директора школы. 4.10. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, обеспечивающий единство требований, предъявляемых к выпускникам. Аттестационная комиссия формируется из преподавателей и мастеров производственного обучения данного образовательного учреждения, а также к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей. 4.11. Результаты квалификационного экзамена оформляются в виде протокола, подписанного председателем и членами аттестационной комиссии и завизированного печатью образовательного учреждения. 4.12. Итоговая аттестация по завершении теоретического обучения проводится путем написания экзаменационных билетов и оцениваются по пятибалльной системе. («5» 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок ). Для квалификационного экзамена (комплексного экзамена по предметам) обучающийся сдает экзамен по решению 40 экзаменационных вопросов (2 билета). Экзамен считается сданным, если учащийся правильно ответил на 38 вопросов из 40 каждого билета. Допускается по одной ошибке в каждом билете. 4.13. Квалификационный экзамен по завершении практического обучения проводится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и оценивается в соответствии с прилагаемым Перечнем "Ошибок и нарушений" применяемых на экзаменах в ГИБДД, по пятибалльной шкале. (5 и более ошибок - «НЕ СДАЛ», менее 5 или полное отсутствие ошибок «СДАЛ»). По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя или принимается решение о переводе или отчислении. 5. Повышение квалификации руководящих работников, преподавателей и мастеров производственного обучения. 5.1. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения (водителей-инструкторов) организуется и проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, 5.3. Повышение квалификации с отрывом от работы осуществляется в следующих формах: - обучение на факультетах, в институтах, на курсах повышения квалификации. Мероприятия по повышению квалификации предусматриваются в плане работы школы, в годовых планах повышения квалификации, преподавателей и мастеров производственного обучения (водителей-инструкторов). 6. Материально техническое обеспечение учебного процесса 6.1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса является необходимым условием для качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями примерной программы, учебных планов и учебных программ. Учебноматериальная база представляет комплекс материальных и технических средств, включающих в себя учебные помещения, учебные территории (автоплощадка), учебное имущество, технические средства обучения, учебные транспортные средства . 6.2. Учебники и учебные пособия приобретаются с учётом соответствующих требований законодательства Российской Федерации в области образования к организации учебного процесса.