Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

01.01.2017

Проектно-исследовательская  деятельность  в начальной  школе

1      Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей,  деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

      Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.      

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

3     Формирование УУД у младших школьников

Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету   и  во  внеурочной  деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты.  Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

4    В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

  • 1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
  • 2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
  • Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект (увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка), зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

В ходе работы над проектом необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.  Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

 5      Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми" - создание продукта, востребованного другими,

 что способствует развитию умения использовать ИКТ при оформлении результатов труда проведенного исследования;

публично  представлять результаты исследования.

 

Практическая  деятельность

6   В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с        первого класса.

 Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. 

1класс   Творческие работы

    «Осенняя сказка» (технология) (Учились работать в группах, договариваться между собой, планировать деятельность, слушать других – уважать их мнение. На группы разделил учитель, учитывая активность учащихся. )

 7 «Букет для наших мам» (изо) -каждый учащийся рисовал букет для своей мамы, который стал частичкой общего. Коллективная работа ко Дню матери

     «Выращивание лука» (ом) исследование.

Наши первые проекты были индивидуальными

        «Математика вокруг нас» (творческие работы детей с родителями)

        «Азбука в стихах»

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (в1- 2 классах) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на неделю, месяц.  Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития . Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная, Плюс, конечно, элемент, неожиданности.

8       «Моя семья»  Проект был индивидуальным.

Дети собирали информацию о семье, рассказывали об увлечениях членов семьи, составляли генеалогическое древо. Потом, конечно же, этот проект защищали. Данная работа была взята за основу в работе над проектом «Вместе дружная семья» – по теме «Семейные традиции», проводимого в рамках школы -  конкурса «Интеллектуальная радуга». Учащаяся класса Михаленко Лера участвовала в районном конкурсе творческих проектов «Моя семья», представив электронную презентацию о своей семье.

9  Групповые проекты

 «Рифма»    2 класс

«Красная книга, или возьмём под защиту»Хочу такой сайт

10   «Школа кулинаров» - проект- исследование

11      

  1. В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняли довольно сложные проекты, под руководством учителя проводили коллективное научное исследование, в которое были включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

    Слайд «Как мы получали информацию

 Методы исследования:* Подумать самостоятельно

                                          * Получить информацию в Интернете

                                          *Провести исследование по определённой теме

                                          * Спросить у других людей

                                          *Найти информацию в книгах

Родители вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по наблюдению, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, оказывали помощь ребенку в подготовке защиты своей работы.

13    Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и коллективным.

3 класс

«Тайна имени» (план работы над проектом и т.д. + элемент неожиданности)

«Экономика родного края» (оценка работы над проектом)

«Разнообразие природы родного края»

«Хозяюшка» - создание «Кулинарной книги» 2- б класса («Школа кулинаров»)

«Сочиняем вместе волшебную сказку»

               (В рамках проекта посетили библиотеку, собрали материал по видам сказок, волшебным числам и предметам. Дети сочиняли сказку. Сами иллюстрировали её. Итогом проекта на уроке было     *чтение сказок по ролям и *инсценирование отрывков

  14   «ЭкоКолобок»  - Творчество не знает границ  (районное мероприятие

Работа над проектом «Здоровячок»)

Презентация «Секреты рецептов здоровья,

                       Мы вам раскроем с любовью» + инсценирование сказки о здоровье

Индивидуальные проекты

«Кто нас защищает»

«Рассказ о слове» ( + парные)

4 класс

 «Похвальное слово знакам препинания»

«Будем говорить правильно» ( исследование)

«Герои моей семьи» к 70-летию Дня Победы в Вов

  1.  Совместная работа ребёнка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.. С этой целью я провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. После выполнения проектов, их защиты, обязательно организуем выставку результатов труда.
  • Например, После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

16  Таким  образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека..  Проектная  деятельность  младших  школьников  закладывает  основы  развития  проектирования  в  основной  школе.    В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектно-исследовательской  деятельности в начальной школе.

                  Мужева И.П., учитель начальных классов, май 2015г.

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Пректно-исслед. деят. в нач. школе.pptx (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».