Рекомендации выпускникам 9-х классов перед итоговым собеседованием по русскому языку в 2021 году.

27.11.2020

10 февраля 2021 г. все девятиклассники пройдут через волнительное испытание –итоговое собеседование. Это устное собеседование по русскому языку, успешная сдача которого станет условием допуска к государственной итоговой аттестации по окончании
9 класса.

Итоговое собеседование 2021 г. состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).

Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4. Всего 20 баллов.

Отметка за собеседование не ставится. Есть два результата – либо "зачёт" (10-20 баллов из 20), либо "незачёт" (0-9 баллов из 20).

Самой главной для вас является цель – спокойно перейти порог в 10 баллов, а также постараться набрать и больше баллов. Не стоит бояться незачета. Даже если вам придется пересдавать итоговое сочинение, то воспринимайте это как дополнительные попытки сдать собеседование.

 

Задание 1. ЧТЕНИЕ

Время на подготовку – 2 минуты, время на выполнение задания – до 2-х минут.

Самое важное: темп чтения и интонация.

Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания итогового собеседования.

На что потратить 2 минуты подготовки?

1. Прочитать про себя текст (лучше дважды), можно шепотом.

2. Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.

3. Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

4. Вы можете делать пометки в тексте при подготовке.

5. Обратите внимание на слова, в которых уже поставлен знак ударения, прочитайте эти слова особенно внимательно.

6. Не следует расшифровывать аббревиатуры. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

 

Задание 2. ПЕРЕСКАЗ

Время на подготовку – 2 минуты, время на выполнение – до 3-х минут.

Самое важное: не упустить микротемы, не сделать фактических ошибок, включить предложенную цитату в пересказ.

Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.

Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом.

Как справиться с пересказом текста?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.

4. Пытаемся запомнить главные мысли.

5. По истечении времени, не торопясь, пересказываем текст, плавно переходя от одной мысли одной мысли к другой.

Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Гораздо важнее не пропустить ни одной микротемы. Рекомендуем вычленить из каждого абзаца по одной мысли (1-2 предложения, опорные слова и словосочетания) и соединить их общей мыслью. Чаще всего текст построен по принципу: 1 абзац = 1 микротеме.

Имейте в виду, что если вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте ее: за отсутствие микротемы снижаются баллы, а за измененный порядок микротем – нет.Хочу такой сайт

Для облегчения пересказа в процессе чтения вы можете подчеркнуть в тексте ключевые слова и словосочетания. Озвучивайте цифры и названия только в том случае, если вы уверены, что их правильно запомнили, т.к. за фактическую ошибку снимается 1 балл.

Не следует заучивать предложенную цитату, т.к. она у вас будет перед глазами, как и поле для заметок. Важнее выбрать ту часть текста, куда вы поставите цитату. Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Советуем использовать прямое цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.

Как закончить пересказ? Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст в большинстве случаев будет звучать цельно и логично.

 

Задание 3. МОНОЛОГ

Время на подготовку – 1 минута, время на выполнение – до 3-х минут.

Самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы. Выбирайте для монолога тот тип речи (описание, повествование, рассуждение), которым вы владеете лучше.

Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.

Перед вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако вы не обязаны следовать этим пунктам и можете избрать свою логику монолога.

Слушайте учителя-собеседника, его вопросы могут быть вам полезны; избегайте слов-паразитов, засоряющих нашу речь. В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и т.п.), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, м-м-м, э-э-э, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания.

 

Задание 4. ДИАЛОГ

Время на подготовку – 0 минут, время на выполнение – до 3-х минут.

Самое важное: давать полные ответы на поставленные вопросы.

Учитель-собеседник – помощник выпускнику, его задача – помочь вам раскрыться в диалоге, высказать свое мнение по предложенному вопросу. Старайтесь использовать вводные слова и выражения (я считаю…, по моему мнению, я думаю… и т.д.). Не бойтесь использовать много предложений при ответе: если будет явный перебор, то учитель-собеседник остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снижаются.

При оформлении диалога следует обратить внимание на:

- соблюдение грамматических норм;

- соблюдение орфоэпических норм;

- соблюдение речевых норм;

- следить за речевым оформлением высказывания: не ограничиваться односложными высказываниями, а использовать разнообразные синтаксические конструкции.

 

Уважаемые девятиклассники! Подготовка к собеседованию начинается с добросовестного выполнения заданий, которые учитель дает к каждому уроку, и продолжается в самостоятельной работе выпускника.

Помните: волнение перед экзаменом – это нормальная реакция психики человека любого возраста. На любом испытании вы будете чувствовать себя увереннее, если накануне хорошо выспитесь, с утра полноценно позавтракаете и в хорошем рабочем настроении придете в школу.

Желаем вам успешного прохождения первого этапа выпускного испытания!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.02.2021

Дата обновления: 12.02.2021

Дата публикации: 27.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».