01.01.2017
Введение
В соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» элементом системы
образования выступают образовательные программы различного вида, уровня и (или)
направленности. Образовательные программы определяют содержание образования,
которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и
социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и
развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями[1].
Образование представляет
собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения и осуществляется в
интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо приобретения знаний,
умений и навыков в ходе реализации образовательных программ любого уровня происходит
формирование ценностных установок, определяющих характер интеллектуального,
духовно-нравственного и творческого развития человека. Одним из основных
принципов государственной политики и правового регулирования в сфере
образования выступает идея гуманистического характера образования, приоритета
жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития
личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры.
Воспитание – деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства. Формирование антикоррупционного мировоззрения у
обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной
задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных
стандартов различного уровня образования.
Коррупция как социальное
явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия
коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый
общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения,
законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные
правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от
направленности и уровня образовательной программы. Являясь одной из острейших
социальных проблем на современном этапе развития российского государства,
коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит
осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление
приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и
государства, развития правовой системы и т.д.
Формирование
антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной
деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим
правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства
признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость
определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы
общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных учреждений, общественных организаций. Особая роль отведена и
системе образования как институту, оказывающему наиболее сильное влияние на
формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных
принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели.
Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение
комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного
мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ
различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к
содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений
(основываясь на приоритетных задачах государства и общества).
Программы и мероприятия
антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин
(модулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и
экономики, общества, государства и права. Кроме того, антикоррупционное
просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а
также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных
программ анализируется на предмет наличия дидактических единиц, наиболее
подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования
антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ.
31.12.2012, №53 (ч. 1). Ст. 7598.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2021
Дата обновления: 07.07.2023
Дата публикации: 01.01.2017