Пед. совет «Деятельность классного руководителя в организации школьной жизни обучающихся»

01.01.2017

Выступление на педагогическом совете школы Алимпиевой Ж.В., учителя начальных классов

Тема: «Формы и методы работы с родителями в условиях  модернизации образования»

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.

Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. 

Содержание моей работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

 Общеклассные и общешкольные конференции

Индивидуальные консультации педагога

 Посещения на дому

Переписка с родителями

Родительские тренинги

Дискуссии

 Психологические разминки

 Устные журналы

 Практикумы

Ролевые игры

 

Формы психолого-педагогического просвещения

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Знакомство с семьями я провожу на первом году обучения.Посещение  ученика  на  дому возможно  после   получения  разрешения   родителей. Я   предупреждала   о  предполагаемом   визите   с  указанием  дня  и  цели   посещения.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Сюда можно отнести и телефонное информирование.

Организация совместных досуговых мероприятий
Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», утренники ,посвященные Международному женскому дню 8 марта, вечера для бабушек и дедушек, концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВН. Кроме того, даже не систематические, а единичные  классные часы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Так классный час, посвящённый защитникам Отечества, где выступал папа Скрипченко Вики, имел огромный успех и интерес. Он служит в Спецназе. Рассказ о службе, о выполнении воинского долга заинтересовал не только мальчишек, но и девочек. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.Хочу такой сайт

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся.

      Неоценимапомощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы.

    Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций)

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Проводимые в нашем ГО конференции изжили своё, но когда они проводились, то от нашего класса всегда присутствовали члены родительского комитета, которые впоследствии выступали на классном родительском собрании, сообщая другим родителям о рассматриваемых вопросах.

 Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности)Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. Родителям очень нравится такой вид работы.

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Темы:

 1.  Ребенок  не  хочет  учиться.

2.  Как   развить  плохую  память  ребенка.

3.  Единственный  ребенок  в  семье.

4.  К чему  может   привести  тревожность  детей.

5.  Талантливый   ребенок  в  семье.

 

 Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

 Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. 

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 

Особо важной формой является взаимодействия педагога с родительским комитетом. Родительский актив - это моя опора, и при умелом взаимодействии он становится проводником. Состав родительского комитета  формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило,  в количестве 5 - 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы. О производимой деятельности члены родительского  комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать  внеочередного отчета.

Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 - 4 раз в течение учебного года, а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

 

Я  стараюсь   использовать   новые   формы    работы  с   родителями. Их  подсказывают  журналы:  «Семья  и  школа», «Начальная   школа» и конечно же интернет.

  И родители, и   классный    руководитель   должны   понимать, что  только   общее   сотрудничество,  сотворчество   способны   сделать    совместную    деятельность   учеников,  учителей  и   родителей содержательной, интересной, радостной.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».