РП_БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА_9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса "Биология и химия в жизни человека"
для обучающихся 9 класса

Богданович 2024

Пояснительная записка
Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной
деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса
внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" рассчитана на учащихся 9 класса.
Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение
полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 34
учебных часа, 1 час в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение
знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на
совершенствование умений учащихся обращаться с веществами,
встречающимися в быту.
Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать
свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу
экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для
учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко
понимать современный мир бытовой химии.
Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с
характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного
обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной
деятельности предусматривает экологическую направленность химического
образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими
аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное
потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение
окружающей среды, истощение природных ресурсов).
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют
рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где
с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему
здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к
химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует
научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на
удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных
проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения
учащихся в мире веществ и химических превращений.
Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас":
обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного
опыта восприятияхимии путем расширения знаний, выходящих за рамки
обязательной учебной программы;
расширение знанийучащихся о применении веществ в быту и мерах
безопасногообращения с ними;
создание условийдля самооценки подготовленности учащихся к
продолжениюестественнонаучного образования в средней школе.
формирование у обучающихся целостного представления о мире и
роли химии всоздании современной естественнонаучной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности —
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для
этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности,
познания исамопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации,

коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в
повседневной жизни;
овладение уменияминаблюдать химические явления в повседневной
жизни;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессепроведения
химического
эксперимента,
самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентовестествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования
веществ иматериалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения учебного курса:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
Регулятивные УУД
обучающийся
научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать
несколько способов ее достижения.
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
планировать ресурсы для достижения цели.
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать
пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные
УУД Обучающийся
научится:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
обьекта;
составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и
т.п.).
преобразовывать
информацию из
одного вида
в другой
(таблицу в текст и пр.).
уметь определять
возможные
источники
необходимых
сведений, производить поиск
информации,
анализировать и
оценивать её достоверность;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
переводить сложную по составу информацию из графического или символьного
представления в текст и наоборот;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности.

Предметные результаты освоения учебного курса:
1. В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические
эксперименты;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной
жизни;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную
из других источников;
безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
2. В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и
производственной
деятельности человека, связанной с
переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Защита проектов (4 часа)
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.
Искусственная пища: за и против.
Правильное питание – основа здорового образа жизни.
Химия в моём доме.
Из истории моющих средств.
Как и чем мыть посуду.
Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
Чистящие и моющие средства.
Домашняя аптечка.
Антисептические препараты.
Лекарства против простуды.
Учебно-тематический план:
№ Тема занятия
Кол-во Характеристика деятельности учащего
п/п
часов
Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов)
1

Химия и её значение.

1

2

Вещества в быту.

1

3

Отравления бытовыми
веществами. Первая
медицинская помощь при
отравлениях.
Ожоги. Первая
медицинская помощь при

1

4

1

обобщать понятия; осуществлять
сравнение и классификацию;
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты
и явления; выявлять причины и
следствия простых явлений;
оценивать жизненные ситуации с
точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья;
оказывать первую помощь при

ожогах.
5

1
Практикум

Тема 2. Пищевые продукты (7часов)
6
Основные питательные
1
вещества.
7
Калорийность пищевых
1
продуктов.
8
Основные принципы
1
рационального питания.
Пищевые отравления.
9
Состав пищевых продуктов. 1
10 Вещества, используемые
1
при
приготовлении пищи.
11 Продукты быстрого
1
питания.
12 Напитки.
1
Тема 3. Домашняя аптечка (4 часа)
13 Лекарства.
1
14

15

16

отравлениях, ожогах и других травмах.
составлять инструкцию безопасного
обращения с веществами;
проводить наблюдение и эксперимент
под
руководством учителя.
давать определения
понятиям;
анализировать, сравнивать и
обобщать
факты и явления; структурировать
изученный материал и химическую
информацию, полученную из других
источников; оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.

обобщать понятия;
осуществлять сравнение и
Правила употребления
1
классификацию;
лекарств.
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты
и явления;
выявлять причины и следствия
простых явлений; оценивать
жизненные ситуации с точки зрения
1
безопасного образа жизни и
Первая медицинская
сохранения здоровья;
помощь при
оказывать первую помощь при
отравлениях
отравлениях
лекарственными
лекарственными препаратами;
препаратами.
составлять инструкцию безопасного
обращения с лекарственными
препаратами.
Практическая работа.
1
структурировать изученный
Домашняяаптечка.
материал и химическую
информацию, полученную из других
источников; проводить наблюдение и
эксперимент под руководством
учителя.
Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (4 часа)

Искусственные и
1
обобщать понятия; осуществлять
натуральные косметические
сравнение и классификацию;
средства.
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
18 Косметические средства в
1
факты и явления; выявлять причины и
нашем доме.
следствия простых явлений;
19
1
Моющие косметические
средства.
оценивать жизненные ситуации с
20
1
точки зрения безопасного образа
Личная гигиена.
жизни и сохранения здоровья.
Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов)
21 Синтетические моющие
1
обобщать понятия;
средства.
осуществлять сравнение и
классификацию;
22 Вещества бытовой химии
1
анализировать, сравнивать,
для дома.
классифицировать и обобщать
23 Вещества бытовой химии
1
факты и явления; выявлять причины и
для дачи и огорода.
следствия простых явлений.
оценивать жизненные
24 Безопасное обращение со
1
ситуации с точки
средствами бытовой химии.
зрения безопасного образа
жизни и
25 Практическая работа.
1
сохранения здоровья;
Безопасная бытовая химия.
структурировать изученный
материал и химическую
информацию, полученную из других
источников; составлять инструкцию
безопасного обращения со средствами
бытовой химии.
Тема 6. Химия и экология. (7 часов)
26 Природные ресурсы.
1
обобщать понятия;
осуществлять сравнение и
классификацию;
27 Экология воды.
1
анализировать, сравнивать,
28 Экология атмосферы
1
классифицировать
и
29 Экология почвы.
1
обобщать факты
30 Экология и человек
1
иявления;
выявлять причины и следствия
31 Практическая работа.
1
простыхявлений.
Органолептические
Структурироватьизученныйматериал
свойства воды.
химическую информацию,
полученную
32 Практическая работа.
1
из других источников; проводить
Изучение 1
наблюдение и эксперимент под
Состава почвы
руководством учителя; оценивать
экологический рисквзаимоотношений
человека и природы; осознавать
единство и целостность окружающего
мира; формировать экологическое
мышление.
Защита проектов (2 часа)
17

33
34

Защита проектов
Защита проектов

1
1

демонстрировать основы химической
грамотности; представлять
индивидуальные проекты по темам
курса;
формировать ответственное
отношение к учению; осознавать
единство и целостность
окружающего мира; осуществлять
диалог с другими людьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».