РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса "Биология и химия в жизни человека" для обучающихся 9 класса Богданович 2024 Пояснительная записка Данная рабочая программа конкретизирует содержание курса внеурочной деятельности, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" рассчитана на учащихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту. Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии. Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов). Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений. Цели изучения курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас": обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятияхимии путем расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы; расширение знанийучащихся о применении веществ в быту и мерах безопасногообращения с ними; создание условийдля самооценки подготовленности учащихся к продолжениюестественнонаучного образования в средней школе. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии всоздании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания исамопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни; овладение уменияминаблюдать химические явления в повседневной жизни; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессепроведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентовестествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ иматериалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Планируемые результаты Личностные результаты освоения учебного курса: обучающийся научится: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Метапредметные результаты освоения учебного курса: Регулятивные УУД обучающийся научится: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. планировать ресурсы для достижения цели. называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности. Познавательные УУД Обучающийся научится: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта; составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.); соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии; формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их; координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.); соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии; формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их; координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Предметные результаты освоения учебного курса: 1. В познавательной сфере: давать определения изученных понятий; описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни. 2. В ценностно - ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ. 3. В трудовой сфере: проводить химический эксперимент. 4. В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Защита проектов (4 часа) ТЕМЫ ПРОЕКТОВ. Искусственная пища: за и против. Правильное питание – основа здорового образа жизни. Химия в моём доме. Из истории моющих средств. Как и чем мыть посуду. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. Чистящие и моющие средства. Домашняя аптечка. Антисептические препараты. Лекарства против простуды. Учебно-тематический план: № Тема занятия Кол-во Характеристика деятельности учащего п/п часов Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов) 1 Химия и её значение. 1 2 Вещества в быту. 1 3 Отравления бытовыми веществами. Первая медицинская помощь при отравлениях. Ожоги. Первая медицинская помощь при 1 4 1 обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оказывать первую помощь при ожогах. 5 1 Практикум Тема 2. Пищевые продукты (7часов) 6 Основные питательные 1 вещества. 7 Калорийность пищевых 1 продуктов. 8 Основные принципы 1 рационального питания. Пищевые отравления. 9 Состав пищевых продуктов. 1 10 Вещества, используемые 1 при приготовлении пищи. 11 Продукты быстрого 1 питания. 12 Напитки. 1 Тема 3. Домашняя аптечка (4 часа) 13 Лекарства. 1 14 15 16 отравлениях, ожогах и других травмах. составлять инструкцию безопасного обращения с веществами; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. давать определения понятиям; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. обобщать понятия; осуществлять сравнение и Правила употребления 1 классификацию; лекарств. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; оценивать жизненные ситуации с точки зрения 1 безопасного образа жизни и Первая медицинская сохранения здоровья; помощь при оказывать первую помощь при отравлениях отравлениях лекарственными лекарственными препаратами; препаратами. составлять инструкцию безопасного обращения с лекарственными препаратами. Практическая работа. 1 структурировать изученный Домашняяаптечка. материал и химическую информацию, полученную из других источников; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (4 часа) Искусственные и 1 обобщать понятия; осуществлять натуральные косметические сравнение и классификацию; средства. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать 18 Косметические средства в 1 факты и явления; выявлять причины и нашем доме. следствия простых явлений; 19 1 Моющие косметические средства. оценивать жизненные ситуации с 20 1 точки зрения безопасного образа Личная гигиена. жизни и сохранения здоровья. Тема 5. Средства бытовой химии (5 часов) 21 Синтетические моющие 1 обобщать понятия; средства. осуществлять сравнение и классификацию; 22 Вещества бытовой химии 1 анализировать, сравнивать, для дома. классифицировать и обобщать 23 Вещества бытовой химии 1 факты и явления; выявлять причины и для дачи и огорода. следствия простых явлений. оценивать жизненные 24 Безопасное обращение со 1 ситуации с точки средствами бытовой химии. зрения безопасного образа жизни и 25 Практическая работа. 1 сохранения здоровья; Безопасная бытовая химия. структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; составлять инструкцию безопасного обращения со средствами бытовой химии. Тема 6. Химия и экология. (7 часов) 26 Природные ресурсы. 1 обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; 27 Экология воды. 1 анализировать, сравнивать, 28 Экология атмосферы 1 классифицировать и 29 Экология почвы. 1 обобщать факты 30 Экология и человек 1 иявления; выявлять причины и следствия 31 Практическая работа. 1 простыхявлений. Органолептические Структурироватьизученныйматериал свойства воды. химическую информацию, полученную 32 Практическая работа. 1 из других источников; проводить Изучение 1 наблюдение и эксперимент под Состава почвы руководством учителя; оценивать экологический рисквзаимоотношений человека и природы; осознавать единство и целостность окружающего мира; формировать экологическое мышление. Защита проектов (2 часа) 17 33 34 Защита проектов Защита проектов 1 1 демонстрировать основы химической грамотности; представлять индивидуальные проекты по темам курса; формировать ответственное отношение к учению; осознавать единство и целостность окружающего мира; осуществлять диалог с другими людьми.