ФРП_ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5-8 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образованием городского округа Богданович"
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5722992)
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-8 классов

Богданович, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная рабочая программа учебного курса «финансовой
грамотности» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических
рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и
организации программ по основам финансовой грамотности. Финансовые
компетенции школьников являются составной частью их финансовой
культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает
ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов,
лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений
ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они
включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом
обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура
потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая
безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.
Примерная рабочая программа курса «основы финансовой грамотности»
основана на преемственности с программой для начального общего
образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование
основ финансовой культуры современных подростков с использованием
активных методов обучения. Программа и учебно-методический комплекс по
финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную
технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход,
возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых
как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного функционального использования знаний о

финансах в повседневной жизни. Содержание программы учитывает
возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение
всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте
формирования финансовой культуры. Учебный материал включает вопросы
основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а
также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.
Задачи реализации учебного курса "финансовой грамотности»: формирование
компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с
опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового
планирования, осуществления банковских операций, роли денег в
современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений,
социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования,
страхования, будущего пенсионного обеспечения; развитие личности на
исключительно важном этапе её социализации —в подростковом возрасте,
становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым
технологиям, особенностям финансового планирования; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю
при
использовании
финансовых
сбережений;
мотивации
к
высокопроизводительной,
наукоёмкой
трудовой
деятельности,
ориентированной на получение доходов. освоение комплекса умений по
обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при
использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения; развитие
компетентностей функционально грамотного человека в области финансовоэкономических отношений: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово
экономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе; формирование опыта применения полученных
финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными

законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе. Курс «Финансовая грамотность» позволяет
реализовать
межпредметные
связи
с
учебными
предметами,
«Обществознание», «История», Математика», «География».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса
«финансовая грамотность», — 136 ч (один час в неделю в каждом классе): 5
класс — 34 ч;6 класс — 34 ч;7 класс – 34 ч;8 класс – 34 ч. Учебный курс
реализуется в зависимости от возможностей образовательных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Финансовое планирование
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный
бюджет.
Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета.
Источники
доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды
расходов
семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки.
Бюджетный
баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое
поведение.
Контроль расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная
платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные
деньги.
Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные
деньги.
Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка
финансовой
безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным
временем
и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых
решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и
потребности.
Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное
финансовое
поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые
риски.
Личная ответственность при использовании денег.
6 КЛАСС
Раздел
1.
Экономическая
активность
личности
и
предпринимательствоФинансовые потребности личности. Управление
личным временем ифинансами. Разделение и специализация труда. Трудовые
ресурсы. Рыноктруда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка
труда.
Видыпредпринимательской
деятельности.
Налоги.
Предпринимательские проектыи их цели. Формы предпринимательства.
Эмоциональный
интеллект.
Задачиначинающего
предпринимателя.

Особенности
предпринимательскойдеятельности.
Ответственность
предпринимателей
перед
обществом
игосударством.
Самозанятость.Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции.
Облигации,государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды.
Сберегательныесертификаты.7Раздел 2. Деньги в повседневной жизниРоль
денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище,
технику.Жилищно-коммунальные услуги. Зелёные технологии. Зёленые
технологии исемейный бюджет. Энергоэффективность. Сбор и утилизация
мусора. Деньгии защита окружающей среды.Раздел 3. Защита прав
потребителей
финансовых
услугПотребитель
финансовых
услуг.
Финансовый рынок и его участники.Финансовая услуга. Финансовый
инструмент. Конкуренция на рынкефинансовых услуг. Финансовый договор.
Хозяйствующие субъекты.Финансовые организации. Финансовые и
налоговые консультанты.Финансовая реклама. Защита от финансовых
манипуляций. Организации позащите прав потребителей финансовых услуг.
Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетныйбаланс. Дефицит.
Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение.Контроль
расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье Управление личным временеми
финансами.
Виды
финансовых
решений.
Альтернативы
финансовыхрешений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и
потребности.Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное
финансовоеповедение. Собственность. Имущество и обязательства.
Финансовые риски.Личная ответственность при использовании денег.
7 КЛАСС
Раздел 1. Банковские услугиБанк и его функции. Виды счетов.
Рассчетно-кассовые операции. Валюта иоперации с ней. Банковский вклад.
Депозиты. Система страхования вкладов.Операции с драгоценными
металлами.
Кредит.
Виды
кредитов.Потребительский
кредит.
Автокредитование. Ипотека. Поручительство.Рефинансирование. Виды
банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков.Цифровой банкинг.
Мобильные приложения банков.Раздел 2. Услуги небанковских
организацийОтличия займа от кредита. Микрозаём в микрофинансовых
организациях,потребительских кооперативах, ломбардах. Кредитная история
и рейтинг.Виды кооперативов. Коллекторы. Паевые инвестиционные
фонды.Управляющие компании. Инвестиционные фонды. Личное
банкротство.Защита от кредиторов.Раздел 3. Страховые услугиПрирода
страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования.Страхование
имущества. Страхование ответственности. Автострахование.Страхование
рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.
8 КЛАСС

Раздел 1. Капитал и инвестицииВиды капитала. Человеческий капитал.
Финансовый капитал. Способы исферы инвестирования. Участники
финансовых отношений. Основыинвестирования: цели и психология.
Финансовое инвестирование. Ценныебумаги и их виды. Дивиденды.
Спекуляции. Основы финансового здоровья.Активы и пассивы. Инвестиции
в человека. Способы и сферыгосударственного инвестирования.
Государственная поддержка молодёжи.Раздел 2. Деньги и их формы в
цифровом обществеЧеловек и цифровая среда. Цифровое общество и
финансы. Цифровой след.Цифровой профиль. Цифровые финансовые услуги.
Роботизация и финансы.Особенности работы с финансовой информацией.
Персональные данные.Торговые роботы. Онлайн-кошельки. Цифровая
валюта. Риски цифровыхтехнологий для потребителя.Раздел 3. Способы
защиты от финансового мошенничестваОтветственность за нарушение прав
потребителя финансовых услуг. Способызащиты прав потребителя
финансовых услуг. Защита прав потребителяфинансовых услуг. Телефонное
мошенничество. Кибермошенничество.Финансовые пирамиды. Социальная
инженерия. Кража персональных данных.Мошенничество с банковскими
картами. Мошенничество с кредитами.Страховое мошенничество.
Незаконный перевод пенсионных накоплений.Защита от мошенников.
Защита при работе с цифровыми устройствами.Планируемые результаты
освоения программы учебного курса«Финансовая культура» на уровне
основного общего образованияЛичностные и метапредметные результаты
представлены с учётомособенностей преподавания тем по формированию
финансовой культуры восновной школе.Планируемые предметные
результаты и содержание учебного курса«Финансовая культура»
распределены по годам обучения с учётом входящихв курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатамосвоения основной
образовательной
программы,
представленных
вФедеральном
государственном образовательном стандарте основного общегообразования,
а также с учётом Примерной программы воспитания, рамкифинансовой
компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банкаРоссийской
Федерации по организации финансовой грамотности вобщеобразовательной
школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданское воспитание:готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации егоправ, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активноеучастие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества,родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации;понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина,социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурноми многоконфессиональном обществе;
представление о способахпротиводействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательнойдеятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активноеучастие в школьном самоуправлении; готовность
к участию в гуманитарнойдеятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).Патриотическое воспитание:осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родногоязыка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народовРоссии; ценностное отношение
к достижениям своей Родины — России, кнауке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа; уважение к
символам России, государственнымпраздникам; историческому, природному
наследию и памятникам, традициямразных народов, проживающих в родной
стране.Духовно-нравственное воспитание:ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение ипоступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальныхпоступков; свобода и ответственность
личности
в
условиях
индивидуальногои
общественного
пространства.Эстетическое воспитание:восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчествусвоего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства;осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства,этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление ксамовыражению в разных
видах искусства.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
иэмоционального благополучия:осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровьюи установка на здоровый образ жизни ... ;
осознание последствий инеприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) ииных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернетсреде;способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимсясоциальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляясобственный опыт и не осуждая

других;сформированность навыков рефлексии, признание своего права
наошибку
и
такого
же
права
другого
человека.Трудовое
воспитание:установка на активное участие в решении практических задач (в
рамкахсемьи, образовательной организации, города, края) технологической
исоциальной направленности, способность инициировать, планировать
исамостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес
кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
наоснове применения изучаемого предметного знания; осознание
важностиобучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональнойдеятельности и развитие необходимых умений для этого;
… уважение ктруду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётомличных и общественных интересов и потребностей.Экологическое
воспитание:ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наукдля решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков иоценка возможных последствия своих действий для окружающей
среды;повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характераэкологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий,приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина
ипотребителя
в
условиях взаимосвязи
природной,
технологической исоциальной сред; готовность к участию в практической
деятельностиэкологической
направленности.Ценности
научного
познания:ориентация
в
деятельности
на
современную
систему
научныхпредставлений об основных закономерностях развития человека,
природы иобщества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установкана осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективногоблагополучия.Личностные результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегосяк изменяющимся условиям социальной и
природной среды:освоение обучающимися социального опыта, основных
социальныхролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правилобщественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми издругой культурной среды;способность
обучающихся взаимодействовать в условияхнеопределённости, открытость
опыту и знаниям других;способность действовать в условиях
неопределённости, открытостьопыту и знаниям других, повышать уровень
своей компетентности черезпрактическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей;осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенциииз опыта других; навык выявления и связывания

образов, способность формированияновых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее
неизвестных,
осознаватьдефицит
собственных
знаний
и
компетентностей, планировать своё развитие;умение распознавать
конкретные примеры понятия по характернымпризнакам, выполнять
операции в соответствии с определением ипростейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами,использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее — оперироватьпонятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в областиконцепции устойчивого
развития;умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества
иэкономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающуюсреду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальныхпоследствий; способность обучающихся осознавать стрессовую
ситуацию, оцениватьпроисходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовуюситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса,корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать иоценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находитьпозитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать вотсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиямиБазовые логические действия:выявлять и характеризовать
существенные признаки социальных явлений ипроцессов; устанавливать
существенный признак классификации социальныхфактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;с учётом
предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
врассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;выявлять дефицит информации,
данных, необходимых для решенияпоставленной задачи;выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов;делать выводы с
использованием
дедуктивных
и
индуктивныхумозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
овзаимосвязях;самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётомсамостоятельно выделенных критериев).Базовые исследовательские
действия:использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
ижелательным
состоянием
ситуации,
объекта,
самостоятельно
устанавливатьискомое и данное;формулировать гипотезу об истинности
собственных суждений и сужденийдругих, аргументировать свою позицию,
мнение; проводить по самостоятельно составленному плану …
небольшоеисследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинноследственных связей и зависимостей объектов между

собой;оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходеисследования … ;самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, …
исследования, владеть инструментамиоценки достоверности полученных
выводов и обобщений;прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и ихпоследствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;Работа
с
информацией:применять
различные
методы,
инструменты и запросы при поиске и отбореинформации или данных из
источников с учётом предложенной учебнойзадачи и заданных
критериев;выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретироватьинформацию
различных
видов
и
форм
представления;находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну иту же идею, версию) в различных информационных
источниках;самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложеннымпедагогическим
работником
или сформулированным
самостоятельно.эффективно
запоминать
и
систематизировать
информацию.2.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативнымидействиямиОбщение:воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмоции в соответствии сцелями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных иписьменных
текстах;распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значениесоциальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуацийи смягчать конфликты, вести переговоры;понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержаниеблагожелательности
общения;сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога,обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлятьрезультаты
выполненного
исследования,
проекта;самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации иособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные иписьменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.Совместная
деятельность:понимать
и
использовать
преимущества командной и индивидуальной работыпри решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимостьприменения групповых форм
взаимодействия при решении поставленнойзадачи;принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия поеё достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат
совместной работы;уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить,выполнять поручения, подчиняться;планировать

организацию
совместной
работы,
определять
свою
роль
(с
учётомпредпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своемунаправлению и координировать свои действия с
другими членами команды;оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям,самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравниватьрезультаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижениерезультатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность кпредоставлению отчёта перед группой.3. Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиямиСамоорганизация:выявлять проблемы для решения в жизненных
и учебных ситуациях;ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений в
группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть),выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые
вариантырешений;составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний обизучаемом объекте;делать выбор и брать
ответственность за решение.Самоконтроль:владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии;давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план её изменения;учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть прирешении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимсяобстоятельствам;объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности,давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации;вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;оценивать
соответствие
результата
цели
и
условиям.Эмоциональный
интеллект:различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;выявлять и анализировать причины эмоций;ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;регулировать
способ выражения эмоций.Принятие себя и других:осознанно относиться к
другому человеку, его мнению;признавать своё право на ошибку и такое же
право другого;принимать себя и других, не осуждая;открытость себе и
другим;осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 -6 КЛАСС

осваивать
и
применять
знания
о
личном
финансовом
планировании;личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном балансе;
роботизациии финансах; влиянии денег на окружающую среду; приводить
примеры доходов семейного бюджета; легальных инелегальных доходов;
источников доходов семейного бюджета; виды расходов семейного бюджета;
персональных данных; считать расходы идоходы (личные и семейные) в
краткосрочном периоде; осваивать и применять знания о сбережениях и
накоплениях; решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом
поведении;бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление
определеннойсуммы денег с учетом текущих доходов и расходов; овладеть
смысловым чтением простых финансовых документов; оценивать
собственные поступки и поведение других людей в контекстезнаний о
постановке жизненных целей, выбора финансовыхинструментов; осознавать
риски, связанные с хранением сбережений вналичной и безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении
финансовых задач, осуществлении проектной иисследовательской
деятельности, при взаимодействии спредставителями разных этнических
групп
7 КЛАСС
Осваивать и применять знания об основных формах труда;
трудовыхресурсах; рынке труда; участниках финансовых отношений;
инфляции,налогах, подушке финансовой безопасности; платежных
системах;национальной платежной системе; прогнозировать изменение
дохода в зависимости от собственнойтрудовой деятельности, налогов;
характеризовать функции денег; наличные деньги; безналичные
деньги;валюты; российский рубль; характеризовать финансовые потребности
личности; наёмный труд и егоособенности; современный рынок труда;
особенностипредпринимательской
деятельности;
формы
предпринимательства;ответственность предпринимателей перед обществом;
приводить примеры управления личным временем и финансами;
использовать
полученные
знания
об
ошибках
начинающегопредпринимателя;
характеризовать
жизненные
цели,
возможности по улучшениюблагополучия семьи, имущество и обязательства
участниковфинансовых отношений в том числе в условиях инфляции;
приводить
примеры
альтернативных
решений
и
целей,
конкурентныхфинансовых предложений, быстрых платежей и их
особенностей;организаций по защите прав потребителей финансовых услуг;
устанавливать
и
объяснять
взаимосвязи
между
личнойответственностью
участника
финансовых
отношений
и
принятиемфинансовых решений; определять и аргументировать собственный
выбор в условияхвозможных финансовых рисков; осознавать риски,
связанные схранением сбережений в наличной и безналичной форме;
определятьстраховой продукт, который требуется в той или иной

жизненнойситуации; решать задачи по управлению финансовыми рисками,
ихпрогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, том
числепри
пользовании
цифровыми
ресурсами;
рассчитывать
размерфинансовой подушки безопасности; овладеть смысловым чтением
финансовых документов о платежныхсистемах, национальной платежной
системе; страховых полисов;определять ситуации, в которых использование
финансовой подушкибезопасности является целесообразным; искать и
извлекать информацию о правах потребителя финансовыхуслуг; способах
защиты прав потребителя финансовых услуг; анализировать, обобщать,
систематизировать информацию обответственности за нарушения прав
потребителей финансовых услуг; оценивать собственные поступки и
поведение других людей в контекстезнаний о постановке жизненных целей,
выбора финансовыхинструментов; приобретать опыт использования
полученных знаний при защите правпотребителей финансовых услуг, в том
числе цифровых финансовыхуслуг; приобретать опыт совместной
деятельности в учебных группах прирешении финансовых задач,
осуществлении проектной иисследовательской деятельности, при
взаимодействии спредставителями разных этнических групп.
8 КЛАСС
Осваивать и применять знания о видах инвестирования;
ценныхбумагах; активах и пассивах; видах мошенничества; защите
отмошенников; цифровых деньгах; современных финансовыхтехнологиях;
решать задачи по безопасным способам инвестирования;противодействию
мошенничеству, основам финансового здоровья; анализировать, обобщать,
систематизировать информацию о видахактивов и пассивов; роли
человеческого капитала в цифровом обществе;потерях и изменении
стоимости активов, о вынужденных пассивах; использовать полученные
знания при пользовании онлайн-кошельками,выбирать товар или услугу в
соответствии с реальными финансовымивозможностями, не выходить за
рамки бюджета; при созданиицифрового профиля; при выборе товаров и
услуг; использованииторговых роботов; приобретать опыт использования
полученных знаний при защите правпотребителей финансовых услуг, в том
числе цифровых финансовыхуслуг; использовать электронные сервисы,
предоставляемыегосударством для достижения финансовых целей; искать и
извлекать информацию о мобильных приложениях и интернетсервисах для
финансового планирования; торговых роботах; цифровойвалюте; блокчейне
и криптовалютах; овладеть смысловым чтением финансовых документов;
анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональноминтеллекте;
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег нарынке ценных
бумаг; оценивать собственные поступки и поведение других людей в
контекстезнаний
о
постановке
жизненных
целей,
выбора
финансовыхинструментов; определять и аргументировать риски цифровых
технологий дляпотребителя; определять и аргументировать опасность

навязывания финансовыхуслуг; объяснять опасность финансового
мошенничества для личного исемейного бюджета; устанавливать и объяснять
взаимосвязи между финансовыммошенничеством и потерями личных
финансовых средств;сбережениями и инвестированием; деятельностью и
видамистрахования; способами и сферами инвестирования; приобретать
опыт использования полученных знаний при защите правпотребителей
финансовых услуг, в том числе цифровых финансовыхуслуг; проявлять
критическое отношение к рекламе инвестиционныхпродуктов; приобретать
опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении финансовых
задач, осуществлении проектной иисследовательской деятельности, при
взаимодействии спредставителями разных этнических групп.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Жизненные цели и финансовый план

3

https://cbr.ru/

2

Доходы и их виды

3

https://cbr.ru/

3

Расходы и их виды

3

https://cbr.ru/

4

Личный и семейный сбережения,
накопления

4

5

Деньги и их роль в семье

3

https://cbr.ru/

6

Финансовые решения и способы их
принятия. Налоговое поведение

4

https://cbr.ru/

7

Родители и дети: роль в принятии
финансовых решений

3

https://cbr.ru/

8

Способы правильного потребления и
личная ответственность

2

https://cbr.ru/

9

Риски и способы их снижения

1

https://cbr.ru/

10

Практикумы, проектная деятельность

7

11

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

https://cbr.ru/

7

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

7

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

Экономическая активность личности

9

2

Деньги в повседневной жизни

9

3

Финансовые инструменты и услуги

9

4

Практикум, проектная деятельность

6

5

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://cbr.ru/

1

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

6

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

6

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

Банковские услуги

9

2

Небанковские организации и их услуги

11

3

Страховые услуги

6

4

Практикум, проектная деятельность

7

5

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://cbr.ru/

1

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

7

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

7

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

Капитал и инвестиции

10

2

Деньги и их формы в цифровом
обществе

10

3

Способы защиты от финансового
мошенничества

8

4

Практикум, проектная деятельность

5

5

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://cbr.ru/

1

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

5

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Жизненные цели и финансовый план

3

https://cbr.ru/

2

Доходы и их виды

3

https://cbr.ru/

3

Расходы и их виды

3

https://cbr.ru/

4

Личный и семейный сбережения,
накопления

4

https://cbr.ru/

5

Деньги и их роль в семье

3

https://cbr.ru/

6

Финансовые решения и способы их
принятия. Налоговое поведение

4

7

Родители и дети: роль в принятии
финансовых решений

3

https://cbr.ru/

8

Способы правильного потребления и
личная ответственность

3

https://cbr.ru/

9

Практикумы, проектная деятельность

7

10

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://cbr.ru/

7

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

7

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Финансовые потребности и их реализация

2

https://cbr.ru/

2

Экономическая активность и трудовая
деятельность человека

2

https://cbr.ru/

3

Налоги

3

https://cbr.ru/

4

Предпринимательство и самозанятость

3

https://cbr.ru/

5

Повседневные затраты для обслуживание
своих личных интересов

3

https://cbr.ru/

6

Финансовое обеспечение привычного уровня
жизни

3

https://cbr.ru/

7

Зелёные технологии и личные финансы

3

https://cbr.ru/

8

Финансовый рынок и его участники

1

https://cbr.ru/

9

Виды финансовых инструментов и услуг

2

https://cbr.ru/

10

Потребитель финансовых услуг и его
возможности

1

https://cbr.ru/

11

Финансовые организации

1

https://cbr.ru/

12

Финансовые консультации для потребителя

2

https://cbr.ru/

13

Рациональный выбор финансовых услуг

2

14

Практикум, проектная деятельность

6

15

Итоговое повторение

1

1

35

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://cbr.ru/

6

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

6

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Банки

1

https://cbr.ru/

2

Банковские операции

1

https://cbr.ru/

3

Депозиты и вклады

1

https://cbr.ru/

4

Кредитование

1

https://cbr.ru/

5

Банковские карты

1

https://cbr.ru/

6

Обмен валюты и банковские ячейки

2

https://cbr.ru/

7

Банки и цифровая среда

2

https://cbr.ru/

8

Потребитель и заемные средства

3

https://cbr.ru/

9

Некредитные финансовые организации и
их особенности

3

https://cbr.ru/

10

Кредитная история

2

https://cbr.ru/

11

Организации на рынке ценных бумаг

2

12

Защита от кредиторов

1

https://cbr.ru/

13

Страхование и его виды

1

https://cbr.ru/

14

Риски и личное страхование

2

https://cbr.ru/

15

Участники рынка страхования и
потребители страховых услуг

2

https://cbr.ru/

16

Страхование бизнеса

1

https://cbr.ru/

17

Практикум, проектная деятельность

7

18

Итоговое повторение

1

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://cbr.ru/

7

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

7

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Роль капитала в современной экономике и
финансовом благополучии человека

2

https://cbr.ru/

2

Финансовое инвестирование

3

https://cbr.ru/

3

Инвестиции государства и человека

3

https://cbr.ru/

4

Активы и пассивы

2

https://cbr.ru/

5

Цифровые финансы в жизни человека

2

https://cbr.ru/

6

Онлайн-сервисы для финансовых
операций

3

https://cbr.ru/

7

Современные цифровые технологии и
финансы

3

8

Цифровая гигиена

2

https://cbr.ru/

9

Защита прав потребителя финансовых
услуг

3

https://cbr.ru/

10

Финансовое мошенничество

3

https://cbr.ru/

11

Защита от мошенников

2

https://cbr.ru/

12

Практикум, проектная деятельность

5

13

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

https://cbr.ru/

5

https://cbr.ru/
https://cbr.ru/

1

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».