АРП_биология_9 кл.

Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
АООП (1 вариант)
для учащихся 9 класса
2025-2026 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Авторской программы по биологии для 9 класса Т.В.Шевырёвой, Е.Н. Соломиной,
допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2017 г.
Изучение биологического материала в 9 классе позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания
подростка.
Основные задачи изучения биологии:
— сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
— показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
— сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию
подростка, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
— развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную
речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебнометодическим комплектом:
Учебник «Биология. Человек» для учащегося 9 класса специальных
(коррекционных)
образовательных
организаций
VIII вида. Авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.:
«Просвещение», 2017
Программа
предполагает
ведение
наблюдений,
организацию
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий
В разделе
«Человек»
(9 класс)
человек
рассматривается
как
биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается
изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп
растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение
веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающемуся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой
природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека.
Обучающийся знакомится с распространенными заболеваниями, узнаёт о мерах оказания
доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить
давление, наложить повязку и т. п.).

Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология. Человек» - 9 класс входят в предметную область
«Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Результаты изучения:
Личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и
сохранением многообразия мира растений;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила
выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий,
правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию
окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимся знания и умения,
готовность их применения.

Уровни овладения предметными результатами:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных - узнавание и называние изученных
объектов
на
иллюстрациях, объектов в натуральном виде в естественных
фотографиях;
условиях;
- представления
о
назначении знание
способов
получения
изученных объектов, их роли в окружающем необходимой информации об изучаемых
мире;
объектах по заданию педагога;
- отнесение изученных объектов к - представления о взаимосвязях между
определенным группам (осина - лиственноеизученными объектами, их месте в
дерево леса);
окружающем мире;
- называние
сходных
объектов, - отнесение
изученных
объектов
к
отнесенных к одной и той же изучаемой определенным группам с учетом различных
группе (полезные ископаемые);
оснований
для классификации
- соблюдение режима дня, правил личной называние
сходных
по
гигиены и здорового образа жизни,определенным признакам объектов из тех,
понимание их значение в жизни человека; которые были изучены на уроках, известны
- соблюдение
элементарных
правилиз других источников; объяснение своего
безопасного поведения в природе ирешения;
обществе (под контролем взрослого);
- выделение существенных признаков групп
объектов;
знание и соблюдение правил
- выполнение несложных заданий под
безопасного поведения в природе и
контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы,обществе, правил здорового образа жизни;
в
беседе;
обсуждение
проявление к ней ценностного отношения, - участие
изученного; проявление желания рассказать
понимание оценки педагога.
о
предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего
контроля
учителя
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников,
проявление
к
ней
ценностного
отношения,
понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению
санитарно- гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
выполнение
доступных
возрасту
природоохранительных действий;
- - осуществление деятельности по уходу
за
комнатными
и
культурными
растениями.

Тематическое планирование
Название раздела

Количество
часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

3

3

Опорно-двигательная система

6

4

Кровь и кровообращение

5

5

Дыхательная система

4

6

Питание и пищеварение

3

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

3

9

Нервная система

4

10

Органы чувств

2

11

Охрана здоровья человека

1

Итого

34

Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой
природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на
основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека (3ч)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей
человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опорно-двигательная система (6ч)
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека.
Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении
связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение
искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков.
Кровь и кровообращение (5ч)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения.
Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение
сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь
организм).
Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.
Дыхательная система (4ч)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов
дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого
воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Питание и пищеварение (3ч)
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы
пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание
питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация
опытов:
1.Обнаружение
крахмала в картофеле.
2.Действие слюны на крахмал.
Мочевыделительная система(2ч).
Почки
Внешнее
строение
почек и их расположение
в организме.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. (3ч)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и
терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к
одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и
обморожении.
Нервная система (4ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена
умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон
и его значение.

Органы чувств (2ч)
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа Зрения. Строение органа
слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного
яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в
нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное
обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Учебно-методическое сопровождение

1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с

интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение.
Биология.
География.
/ Т.М.Лифанова, Е.Н.
Соломина,
Т.В.Шевырёва, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
2.
Учебник «Биология. Человек» для учащихся 9 класса специальных
(коррекционных)
образовательных
организаций
VIII
вида. авторы: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. М.: «Просвещение», 2017
3.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие
для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
8.
Стребелева Е.А.
Формирование
мышления
у
детей с
отклонениями в развитии: Книга для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».