АРП_история Отечества_9 кл.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АООП (1 вариант)
по предмету «История Отечества»
для учащихся 9 класса
2025-2026 у.г.

МО Богданович

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Отечества» для 9 класса разработана на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Программу для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под
редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2019.-232с.//История (авторы О.И. Бородина, Л.С. Сековец).
Программа ориентирована и отражает основные положения учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
«История Отечества» И.М.Бгажноковой, Л.В.Смирновой, И.В.Карелиной, Москва,
«Просвещение», 2021г.
Учебник содержит теоретический материал курса.
Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое
воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на
формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию
эмоционально-волевой сферы.
Программа курса истории Отечества предусматривает межпредметные связи с курсом
обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.
Цель изучения истории в школе
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта
своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания
в учебной и социальной деятельности.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный
исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо
систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья
в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
- Основными задачами курса являются:
 освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли
России как активного участника и творца всемирной истории;
 помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в
обществе.
У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита
мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний
и им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы
учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения истории
используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия
технические и другие дидактические средства.
Для обучения детей с умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа,
направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их
в речи, в различных практических действиях на уроке.
На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые
навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию
недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С

1.

2

этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные
задания.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от
простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умственной
отсталостью.
Коррекционные задачи:
- развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
- научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость
живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и
неживой природой, влияние на неё; способствовать развитию любознательности и повышению
интереса к предмету.
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
с учетом особенностей его освоения обучающимися
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной
школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
обучающихся.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный
исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо
систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья
в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли
России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь обучающимся в развитии у
них чувства национальной
идентичности,
патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации.
Поставленные задачи определяются
особенностями психической
деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в
обществе.
У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита
мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний
и им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы
учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения истории используется
игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и
другие дидактические средства.
Для обучения детей с умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа,
направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их
в речи, в различных практических действиях на уроке.
На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые
навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию
недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С
этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные
задания.
3

Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от
простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умственной
отсталостью.
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX - XXI вв.
Материал в основном посвящён сложным процессам внутриполитического и экономического
развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются
крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение
послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной)
школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в
круг проблем современного общества.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по предмету «История Отечества» предназначена для 9 класса и рассчитана на 34
часа за учебный год из расчёта 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета,коррекционного
курса
Предметные результаты.
В результате освоения программы обучающийся должен:
знать
- основные исторические события:
- революционные движения, гражданская война;
- становление Советской власти;
- стройки первых пятилеток;
- Вторая Мировая война;
- Великая Отечественная война;
- Основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и
послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев;
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
уметь:
- пользоваться лентой времени;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстрированного материал с текстом учебника. использовать
- осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
- претворение общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
- нравственной оценки конкретных людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения относятся:
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
4
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и

прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
Планируемые результаты коррекционной работы
- Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
- Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос
о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т.
п.).
- Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
- Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее
определения.
- Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за
помощью в решении проблем жизнеобеспечения.
- Адекватные представления о собственных возможностях, о насущном необходимом
жизнеобеспечении; овладение начальными навыками в динамично изменяющемся и
развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно
вести себя в обществе.
- Максимальная возможность для самостоятельности в бытовом и санитарно - гигиеническом
обслуживании себя.
- Положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этого труда (уборка
помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи мытьё и чистка овощей и пр.).
- Умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения,
правила расчётов за коммунальные и бытовые услуги; основные гигиенические требования к
охране здоровья; правила вызова врача, ухода за больными в семье, правила гигиены и ухода за
собой; смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом.
5. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
В 9 классе продолжается углублённое преобразование первичных представлений и понятий в
непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учётом
интеллектуальных возможностей обучающихся.
Программа для 9 класса охватывает период истории России XX – начала XXI в. В
программе 4 больших раздела, которые обобщают главные исторические события XX века:
Великая революция, гражданская война, Великая Отечественная война, послевоенное развитие
СССР (1945-1955 гг.), послевоенное развитие СССР и Российская Федерация в конце XX –
начале XXI века.
Раздел I «Великая российская революция и Гражданская война» включает 4 темы: «Великая
российская революция: февраль», «Великая российская революция: октябрь», «Установление
советской власти», «Гражданская война 1918-1920 гг.». Осмыслению сложных событий помогут
образные примеры влияния революции, её идей, на зарождение в искусстве жанра политического
плаката, агитационного театра, песенных маршей, а также творчества В. Маяковского, М.
Горького и других авторов.
Раздел II. «Советское государство в 1920-1930 гг.» состоит из 5-ти тем. Наряду с
характеристикой войны, экономической разрухи, голода внимание учащихся акцентируется на
мощном потенциале народа, силами которого было восстановлено хозяйство и быстрыми
темпами развивалась экономика страны. Рассматриваются вопросы борьбы с неграмотностью и
беспризорностью; учащиеся знакомятся с пионерской и комсомольской организациями.
5

При объяснении темы «СССР накануне Второй Мировой войны» раскрываются причины
возникновения в центре Европы фашистского государства, анализируется влияние этого события
на международные отношения.
Раздел III «СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)» включает в себя следующие
темы: «Накануне Великой Отечественной войны», «Начало Великой Отечественной войны»,
«Всё для фронта, всё для победы», «Коренной передом в ходе войны», «Освобождение СССР и
Европы от фашизма».
Содержание всего раздела обращено к таким нравственным ценностям, как патриотизм,
мужество, любовь к Родине, взаимопомощь, самоотверженный труд, вера в Победу и др.
Также содержание раздела предполагает широкое применение навыка умения работать с
картой при показе военных операций Великой Отечественной войны.
Раздел IV. «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI
в.» последовательно раскрывается темами: «СССР после войны», «Пора оттепели (середина
1950-х – первая половина 1960-х гг.)», «СССР в середине 1960-х – 1980-е гг.: от стабильности к
кризису», «Распад СССР. Россия в 1990-е гг.», «Россия в начале XXI в.».
Ведущими проблемами для изучения первой темы являются: восстановление разрушенного
хозяйства СССР, карточная система обеспечения жителей столицы, культ личности и его
последствия для страны.
Внешняя политика рассматривается с точки зрения возникновения на международной арене
двух ядерных держав.
Также в разделе значительное место отводится научно-техническим достижениям СССР и
развитию киноискусства.
В теме «Распад СССР. Россия в 1990-е гг.» характеризуются процессы выхода из застоя,
перестройки, перехода к рыночным отношениям. Рассматриваются вопросы начала
многопартийной системы, учреждение поста Президента СССР, вывод войск из Германии и
Афганистана и др.
Заключительной темой данного раздела и всего курса истории Отечества в целом является
тема «Россия в начале XXI века». Вероятно, она будет систематически дополняться новыми
историческими фактами, событиями, явлениями. В связи с этим, учитель может самостоятельно
определять их значимость и место в программе обучения. При этом необходимо учитывать, что,
меняя или дополняя темы заключительного раздела программы, необходимо исходить из
основных принципов обучения: доступности, научности, системности , объективности и др.
Содержание коррекционной работы
Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её
содержание:
Диагностическое направление:
Особенностями данного направления являются:
- определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ученика(«зоны
ближайшего развития»);
- определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе
- комплексного воздействия на ребёнка;
- своевременное выявление детей, испытывающих стойкие трудности в обучении иадаптации
к школе (ограниченными возможностями здоровья),
Коррекционное направление
Основными задачами являются:
- компенсация отклонений в познавательном развитии детей с ОВЗ;
- восполнение пробелов предшествующего обучения;
- преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы;
- нормализация и совершенствование учебной деятельности;
- оказание своевременной специализированной помощи в освоении- содержанияобразования;
- коррекция недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях общеобразовательного учреждения.
6

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
1.
2.
4.
5.
6.

№

Тема предмета

Название раздела

Кол-во часов

Россия в начале ХХ в.
Россия в 1917-1920 г.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.
Советский Союз в 1945 – 1991 г.
Новая Россия 1991 – 2018 г.
Всего: 34 часа

8
10
10
4
2

Кол-во
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Россия в XVIII веке
Великая российская революция и Гражданская война 8 ч
1

Великая
российская
революция:
февраль.

2

Формирование
представлений о Февральской
революции.
Рассказ учителя с просмотром
иллюстративного материала.
Знакомство с причинами,
ходом и участниками
революции, работа с
учебником.
Введение новых понятий:
«анархия», «Учредительное
собрание», «отречение»,
«двоевластие».
Обзор исторических фактов:
действия
Николая
II
и
правительства; отречение царя

Слушают рассказ учителя,
просматривают
иллюстративный материал,
узнают причины революции.
Записывают значение новых
терминов: «анархия»,
«Учредительное собрание»,
«отречение», «двоевластие».
Узнают о действиях Николая
II и правительства.
Читают об отречении царя от
престола.
Запоминают дату 2 марта 1917
год.
Слушают описание
обстановки в стране в период

Слушают рассказ учителя, узнают, где
началась революция, кто участвовал в
забастовках и митингах, с какими
требованиями выступали
митингующие, чего они добивались от
властей, называют причины начала
февральской революции 1917 года.
Читают текст учебника, называют
причины революции, описывают ход с
опорой на учебник.
Записывают значение новых терминов:
«анархия», «учредительное собрание»,
«отречение», «двоевластие»,
запоминают.
Рассказывают, какие действия
предприняли Николай II и

2

Великая
российская
революция:
октябрь.

2

от престола.
Описание обстановки в стране
в период двоевластия.
Составление устного рассказа
на тему «Первые
политические партии в России
в начале XX века».
Выполнение задания на
карточке, соотнесение
названий партий с именами их
лидеров

двоевластия.
Вставляют в текст,
пропущенные слова,
зачитывают рассказ «Первые
политические партии в России
в начале XX века».
Выполняют задание на
карточке, соотносят названия
партий с именами их лидеров
с помощью учителя

Работа с учебником.
Нанесение на ленту времени
даты Октябрьской революции
1917 года.
Объяснение смысла
выражений: «взрывоопасная
ситуация», «наступило острое
помешательство»,
«бесшабашный голос».
Знакомство с программой
большевиков.
Введение новых терминов
«монополия», «тезис», «нота»,
«агитация», «буржуазия».
Просмотр фрагмента фильма
«Взятие Зимнего дворца»,
обсуждение

Читают текст учебника,
узнают о сложившейся
ситуации 1917 года.
Чертят в тетради ленту
времени, отмечают на ней
1917 год с помощью учителя.
Слушают объяснение смысла
выражений: «взрывоопасная
ситуация», «наступило острое
помешательство»,
«бесшабашный голос».
Знакомятся с программой
большевиков, находят в тексте
учебника ответ на вопрос, что
большевики обещали своим
сторонникам.
Записывают значение новых
терминов «монополия»,
«тезис», «нота», «агитация»,
«буржуазия», запоминают.
Смотрят фрагмент фильма
«Взятие Зимнего дворца»,

правительство для восстановления
порядка в столице России- Петрограде.
Читают об отречении царя от престола.
Запоминают дату 2 марта 1917 год.
Называют, какие два органа власти
возникли в ходе революции.
Объясняют, почему в Петрограде
возникло двоевластие.
Составляют устный рассказ «Первые
политические партии в России в начале
XX века».
Выполняют задание на карточке,
соотносят названия партий с именами
их лидеров
Читают текст учебника, узнают о
сложившейся ситуации 1917 года
Чертят в тетради ленту времени,
отмечают на ней 1917 год, называют
век.
Рассуждают и объясняют смысл
выражений: «взрывоопасная ситуация»,
«наступило острое помешательство»,
«бесшабашный голос».
Знакомятся с программой
большевиков, находят в тексте
учебника ответ на вопрос, что
большевики обещали своим
сторонникам. Рассказывают, почему
партия большевиков требовала
передать власть Советам рабочих и
крестьянских депутатов.
Записывают значение новых терминов
«монополия», «тезис», «нота»,
«агитация», «буржуазия», запоминают.
Смотрят фрагмент фильма «Взятие
Зимнего дворца», обсуждают,

3

Установление
советской власти.

2

Описывание системы
государственного управления,
которая была установлена в
РСФСР, пользуясь схемой.
Зарисовка в тетрадях
символов государственной
власти РСФСР по
Конституции 1918 г.
Работа с учебником, запись в
тетрадь и объяснение слов и
словосочетаний.
Запись новых слов в тетрадях.
Просмотр мультимедийной
презентации, знакомство с
экономическим положением
России в 1918 году.
Работа с лентой времени.
Составление короткого
рассказа на тему «О жизни
людей в России в 1917-1918
годах»

4

Гражданская
война 1918-1920
годов.

2

Знакомство с причинами и
ходом Гражданской войны,
работа с учебником.
Нанесение на ленту времени
даты начала Гражданской
войны.
Введение новых слов и
понятий:

слушают высказывания
одноклассников
Узнают о системе
государственного управления,
которая была установлена в
РСФСР.
Зарисовывают в тетрадях
символы государственной
власти РСФСР по
Конституции 1918 г.
Записывают в тетрадь
значение слов и
словосочетаний:
«декларация», «эксплуатация
человека человеком»,
«РСФСР», «диктатура
пролетариата»,
«конституция».
Смотрят мультимедийную
презентацию, узнают о
экономическом положении
России в 1918 году.
Отмечают на ленте времени
события данного периода.
Записывают короткий рассказ
на тему «О жизни людей в
России в 1917-1918 годах» по
образцу
Читают текст учебника,
узнают о причинах войны.
Отмечают на ленте времени
дату начала Гражданской
войны.
Узнают и записывают
значение новых слов и
понятий:

высказывают своё мнение
Описывают систему государственного
управления, которая была установлена
в РСФСР, пользуясь схемой,
рассказывают, что изменилось в стране
с приходом большевиков к власти;
какие права имела ВЧК.
Находят в учебнике значение слов и
словосочетаний: «декларация»,
«эксплуатация человека человеком»,
«РСФСР», «диктатура пролетариата»,
«конституция» записывают в тетрадь.
Отмечают на ленте времени события
данного периода.
Смотрят мультимедийную
презентацию, узнают об
экономическом положении России в
1918 году, участвуют в беседе
Отмечают на ленте времени события
данного периода.
Составляют и записывают короткий
рассказ на тему «О жизни людей в
России в 1917-1918 годах»

Читают текст учебника, называют
причины начала гражданской войны,
объясняют, почему она называлась
Гражданской, отвечают на вопросы о
ходе войны.
Отмечают на ленте времени дату
начала Гражданской войны. Находят и
записывают значение новых слов и

«антибольшевистский»,
«интервенция», «интервент»,
«Добровольческая армия»,
«Белая армия», «Красная
армия».
Показ на карте, направления
действий белогвардейцев.
Определение и запись состава
Белой и Красной армий.
Просмотр презентации по
теме.
Борьба между "красными" и
"белыми", подготовка устного
рассказа

«антибольшевистский»,
«интервенция», «интервент»,
«Добровольческая армия»,
«Белая армия», «Красная
армия».
Показывают на карте
направления действий
белогвардейцев, работают в
парах.
Записывают состав Белой и
Красной армии.
Смотрят презентацию, готовят
рассказ, используя опорные
слова, иллюстрации, помощь
учителя

понятий: «антибольшевистский»,
«интервенция», «интервент»,
«Добровольческая армия», «Белая
армия», «Красная армия». Показывают
на карте направления действий
белогвардейцев. Определяют и
записывают состав Белой и Красной
армии. Показывают, где проходили
военные действия с Белой армией.
Смотрят презентацию, готовят рассказ,
используя опорные слова, иллюстрации

Читают адаптированный текст
учебника, знакомятся с
причинами крестьянских
восстаний после окончания
Гражданской войны.
Слушают устный рассказ о
восстании в Тамбовской
губернии.
Показывают на карте регионы,
где в 1920-1921 годах были
восстания крестьян с
помощью учителя.
Смотрят презентацию по теме
«Кронштадтский мятеж 1921
года», отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации,
слушают объяснение учителя,

Читают текст учебника, знакомятся с
причинами крестьянских восстаний
после окончания Гражданской войны,
объясняют, чего восставшие требовали
от правительства.
Составляют устный рассказ о
восстании в Тамбовской губернии по
наводящим вопросам учителя.
Находят и показывают на карте
регионы, где в 1920-1921 годах были
восстания крестьян.
Смотрят презентацию по теме
«Кронштадтский мятеж 1921 года»,
узнают о причинах восстания,
объясняют, почему выступление
матросов в Кронштадте было опасно
для власти большевиков, называют

Россия в 1917-1920 г.
Советское государство в 1920-1930-е годы 10 ч
5

Советская Россия
в первой
половине 1920-х
годов.

2

Знакомство с причинами
крестьянских бунтов и
выступлений против власти
большевиков в 1920-1922
годы, чтение текста учебника.
Составление устного рассказа
о восстании в Тамбовской
губернии.
Показ на карте регионов, где в
1920-1921 годах были
восстания крестьян.
Просмотр презентации по
теме «Кронштадтский мятеж
1921 года», знакомство с
причинами, ходом,
участниками восстания в

6

Новая
экономическая
политика (НЭП)

2

Кронштадте и его итогами.
Объяснение значения новых
терминов: «поручик»,
«конгресс», «конференция»
запись в тетрадь.
Разбор отношений РСФСР со
странами Европы, рассказ
учителя, беседа с показом
иллюстраций

почему России были
необходимы мирные
соглашения со странами
Европы

Описание новой
экономической политики,
работа с учебником.
Знакомство с причинами и
переходом к НЭПу.
Сравнение НЭПа и «военного
коммунизма».
Просмотр мультимедийной
презентации «СССР в период
НЭПа».
Нахождение значения новых
терминов: «кооперация»,
«биржа», «ГРЭС»,
«гидроэлектростанция»,
«приказчик» запись в тетрадь.
Показ на карте места запуска

Описывают новую
экономическую политику,
используя текст учебника.
Слушают объяснение, чем
отличался НЭП от «военного
коммунизма».
Смотрят мультимедийную
презентацию «СССР в период
НЭПа», узнают об изменениях
в сельском хозяйстве и
промышленности в период
НЭПа.
Читают в учебнике значение
новых терминов:
«кооперация», «биржа»,
«ГРЭС»,

итоги восстания.
Участвуют в беседе, объясняют,
почему России были необходимы
мирные соглашения со странами
Европы; узнают, почему Россия,
которая воевала с Германией в 19141918 годах, не вошла в список
победителей, почему ведущие страны
Европы - Франция и Великобритания –
отказывались признавать Советскую
Россию.
Называют, с какой страной Россия
подписала договор о сотрудничестве в
апреле 1922 года
и почему возник тайный договор,
знакомятся с его содержание,
объясняют, какую выгоду от него
получила Россия, почему договор
России с Германией обеспокоил
Францию и Великобританию
Описывают новую экономическую
политику, используя текст учебника,
рассказывают, кто предложил НЭП в
1921 году.
Сравнивают и объясняют, чем
отличался НЭП от «военного
коммунизма».
Смотрят мультимедийную
презентацию «СССР в период НЭПа»,
рассказывают об изменениях в
сельском хозяйстве и промышленности
в период НЭПа; о новой денежной
единице-червонце; о значении
электрификации страны.
Находят в словаре значение новых
терминов: «кооперация», «биржа»,

новых электростанций в
период 1922 по 1926 год.
Определение положительных
и отрицательных сторон НЭПа

7

Образование
Союза Советских
Социалистически
х Республик
(СССР)

2

Работа с учебником,
знакомство важными
направлениями социализма.
Показ на карте РСФСР и
республик, вошедших в состав
СССР в 1922 году.
Указание на ленте времени
года основания СССР.
Расшифровка нового названия
государства.
Знакомство с национальногосударственным устройством
СССР в 1920-е годы.
Составление рассказа об
оказании помощи в 1920-е
годы национальным
республикам и регионам
России русскими людьми.
Сбор информации о
памятниках, улицах, парках,
библиотеках и др. в честь В.И.
Ленина

«гидроэлектростанция»,
«приказчик», делают запись в
тетрадь.
Показывают на карте места
запуска новых электростанций
в период 1922 по 1926 год с
помощью учителя.
Записывают положительные и
отрицательные стороны НЭПа
по образцу
Читают выделенный текст
учебника, знакомятся с
важными направлениями
социализма, записывают в
тетрадь.
Показывают на карте РСФСР
и республики, вошедшие в
состав СССР в 1922 году с
помощью учителя.
Отмечают на ленте времени
год основания СССР,
запоминают.
Расшифровывают новое
название государства.
Слушают о национальногосударственном устройстве
СССР в 1920-е годы, отвечают
на вопросы.
Составляют рассказ об
оказании помощи в 1920-е
годы национальным
республикам и регионам
России.
Зачитывают информацию о
памятниках, улицах, парках,
библиотеках и др. в честь В.И.

«ГРЭС», «гидроэлектростанция»,
«приказчик», делают запись в тетрадь.
Показывают на карте места запуска
новых электростанций в период с 1922
по 1926 год.
Объясняют, какую роль сыграла
программа НЭПа в улучшении
советской экономики, приводят
примеры, выделяют отрицательные
стороны
Читают текст учебника, знакомятся с
важными направлениями социализма,
записывают в тетрадь.
Показывают на карте РСФСР и
республики, вошедшие в состав СССР
в 1922 году.
Рассказывают, когда произошло
образование нового государства, как
оно стало называться,
расшифровывают название.
Чертят в тетради ленту времени,
указывают на ней год основания СССР.
Слушают о национальногосударственном устройстве СССР в
1920-е годы, участвуют в беседе.
Составляют рассказ об оказании
помощи в 1920-е годы русскими
людьми национальным республикам и
регионам России. Называют, какие
трудности и проблемы решали русские
люди в образовании, здравоохранении,
культуре, сравнивают, как сегодня
живут разные народы России.
Собирают информацию о памятниках,
улицах, парках, библиотеках и др. в
честь В.И. Ленина, готовят сообщение

8

Индивидуализация
в СССР.

2

Формирование понятия об
индустриализации, знакомство
с основными задачами, беседа
с показом мультимедийной
презентации.
Знакомство со значением
термина «индустриализация».
Заполнение информационной
таблицы «Индустриализация в
годы первых пятилеток» на
основе исторического
источника.
Обсуждение записей,
внесенных в таблицу,
уточнение некоторых
формулировок.
Нахождение информации о
стройках первых пятилеток,
составление списка.
Показ на карте великих строек
первой пятилетки.

Формулирование вывода по
теме урока и запись в тетрадь

9

СССР накануне
Второй мировой
войны.

2

Нахождение в тексте учебника
причин нарастания
международной
напряженности.
Занесение даты начала Второй
мировой войны на ленту
времени.
Показ на карте территорий

Ленина
Смотрят мультимедийную
презентацию, узнают об
основных задачах
индустриализации.
Записывают в тетрадь значение
термина «индустриализация».

Заполняют частично
информационную таблицу
«Индустриализация в годы
первых пятилеток», на основе
исторического источника с
помощью учителя.
Находят в учебнике
информацию о стройках
первых пятилеток, составляют
список, запоминают.
Показывают на карте великие
стройки первой пятилетки,
выполняют задание в парах
под контролем учителя.
Записывают вывод в тетрадь

Читают текст учебника,
записывают причин
нарастания международной
напряженности по образцу.
Заносят дату начала Второй
мировой войны на ленту
времени.
Показывают на карте

Смотрят мультимедийную
презентацию, называют основные
задачи индустриализации.
Находят в словаре и объясняют, значение
термина «индустриализация».

Заполняют информационную таблицу
«Индустриализация в годы первых
пятилеток», на основе исторического
источника.
Обсуждают записи, внесённые в
таблицу, уточняют формулировки,
рассказывают, об итогах первой пятилетки
в промышленности и называют, какие
трудности возникли у руководителей
партии и Правительства СССР при
выполнении первого пятилетнего плана.

Составляют список строек первых
пятилеток, запоминают.
Показывают на карте великие стройки
первой пятилетки.

Формулируют вывод и записывают в
тетрадь, в результате модернизации
промышленности (развития базовых и
новых отраслей), в 1920-1930-е годы
СССР превратилась в мощную
индустриальную державу, была
ликвидирована техническая отсталость
Читают текст учебника, находят и
записывают причины нарастания
международной напряженности.
Заносят дату начала Второй мировой
войны на ленту времени.
Показывают на карте территорию
Польши и Финляндии.
Сравнивают показатели вооруженных

Польши, Финляндии.
Действия СССР в начале
Второй мировой войны.
Работа со сравнительной
таблицей.
Выполнение задания в
тетради.
Введение новых терминов
«репрессия», «уголовная
ответственность», «общество
Красного Креста и Красного
Полумесяца».
Составление устного рассказа
по плану «СССР накануне
Второй мировой войны»

территорию Польши и
Финляндии.
Сравнивают показатели
вооруженных сил СССР к
1941 году.
Записывают и запоминают
значение новых терминов
«репрессия», «уголовная
ответственность», «общество
Красного Креста и Красного
Полумесяца».
Выполняют задание в тетради,
записывают имя и фамилию
премьер-министра
Великобритании в 1941 году;
имя и фамилию президента
США в 1941 году; имя,
отчество, фамилию и звание
наркома обороны СССР в
1941 году, работают в парах.
Составляют рассказ «СССР
накануне Второй мировой
войны», вставляют
пропущенные слова в текст с
помощью учителя
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

сил СССР к 1941 году, высказывают
своё мнение.
Находят в словаре, записывают и
запоминают значение новых терминов
«репрессия», «уголовная
ответственность», «общество Красного
Креста и Красного Полумесяца».
Выполняют задание в тетради,
записывают имя и фамилию премьерминистра Великобритании в 1941 году;
имя и фамилию президента США в
1941 году; имя, отчество, фамилию и
звание наркома обороны СССР в 1941
году, работают в парах.
Составляют устный рассказ по плану
«СССР накануне Второй мировой
войны», используя опорные слова и
текст учебника

СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)... 10 ч
10

Накануне
Великой
Отечественной
войны.

2

Работа с учебником, чтение
текста о нападении Германии
на Советский Союз, ответы на
вопросы, запись даты начала
войны.
Обсуждение нарушения

Читают текст учебника о
нападении Германии на
Советский Союз, отвечают на
вопросы, записывают дату
начала войны.
Высказывают своё мнение о

Читают текст учебника о нападении
Германии на Советский Союз,
отвечают на вопросы, записывают дату
начала войны.
Высказывают
своё
мнение
о
нарушении договора о ненападении,

11

Начало Великой
Отечественной
войны
(июнь
1941 - осень 1942
года).

2

договора о ненападении.
Знакомство с первыми днями
начала войны, просмотр
видеоматериала.
Работа с картой, новыми
словами.
Чтение отрывка из обращения
В.М. Молотова к советскому
народу, объяснение значение
выражения «Наше дело
правое».
Работа с картой, показ
основных направлений
наступления армии Гитлера в
июне 1941 года, мест крупных
сражений, территорий,
захваченных германской
армией в первые месяцы
войны.
Составление устного рассказа
о героической обороне
Брестской крепости
Знакомство с операцией
«Тайфун».
Описание оборонительного
этапа битвы под Москвой.
Введение новых терминов:
«мобилизация», «оккупация»,
«эвакуировать», «аэростат».
Примеры героического
сопротивления советских
солдат на подступах к Москве,
просмотр видеоматериала.
Работа с картой
«Контрнаступление советских
войск под Москвой».

нарушении договора о
ненападении.
Смотрят видеоматериал о
первых днях войны, отвечают
на вопросы.
Слушают отрывок из
обращения В.М. Молотова к
советскому народу, узнают
значение выражения «Наше
дело правое».
Работают с картой,
показывают основные
направления наступления
армии Гитлера в июне 1941
года с помощью учителя.
Составляют устный рассказ о
героической обороне
Брестской крепости по
опорным словам,
предложениям, иллюстрациям
с помощью учителя

называют планы Гитлера.
Смотрят видеоматериал о первых днях
войны, участвуют в беседе, объясняют
причины неудач Красной Армии в
первые недели войны.
Зачитывают отрывок из обращения
В.М. Молотова к советскому народу,
слушают объяснение выражения «Наше
дело правое».
Работают с картой, показывают
основные направления наступления
армии Гитлера в июне 1941 года, места
крупных
сражений,
территории,
захваченные германской армией в
первые месяцы войны.
Составляют
устный
рассказ
о
героической
обороне
Брестской
крепости по иллюстрациям

Читают в тексте учебника об
операции «Тайфун» по взятию
Москвы, называют действия
германского командования.
Описывают действия
москвичей для зашиты
Москвы.
Записывают значение новых
терминов: «мобилизация»,
«оккупация», «эвакуировать»,
«аэростат». Смотрят
видеоматериал о героях 316ой стрелковой дивизии под
командованием генерал-

Читают в тексте учебника об операции
«Тайфун» по взятию Москвы,
называют действия германского
командования.
Описывают оборонительный этап
битвы под Москвой.
Находят в словаре и записывают
значение новых терминов:
«мобилизация», «оккупация»,
«эвакуировать», «аэростат».
Смотрят видеоматериал о героях 316ой стрелковой дивизии под
командованием генерал-майора И.В.
Панфилова, которые у разъезда

Составление устного рассказа
«Битва за Москву», итоги
битвы под Москвой

12

Всё для фронта,
всё для победы.

2

Знакомство с мероприятиями
Советского правительства по
перестройке экономики
страны на военный лад,
рассказ учителя с показом
мультимедийной презентации.
Введение новых терминов:
«дезертирство», «кисет»,
«подпольщик», «диверсия».
Запись в тетрадях роли тыла,
как одного из факторов
победы советского народа над
фашисткой Германией.

майора И.В. Панфилова,
которые у разъезда
Дубосеково, осенью 1941-ого
года в течение месяца
сдерживали наступление
гитлеровцев, рвавшихся на
Москву. Слушают
объяснение знаменитых слов
политрука Василия Клочкова
– «Велика Россия, а отступать
некуда - позади Москва».
Работа с картой
«Контрнаступление советских
войск под Москвой»:
показывают на карте, где
развернулись основные бои на
подступах к Москве с
помощью учителя.
Составление устного рассказа
«Битва за Москву» по
опорным словам,
предложениям, иллюстрациям
с помощью учителя
Слушают рассказ учителя,
смотрят мультимедийную
презентацию и узнают о
мероприятиях правительства
по перестройке экономики
страны на военный лад.
Записывают значение новых
терминов: «дезертирство»,
«кисет», «подпольщик»,
«диверсия», запоминают.
Записывают роль тыла как
одного из факторов победы
советского народа над

Дубосеково, осенью 1941-ого года в
течение месяца сдерживали
наступление гитлеровцев, рвавшихся
на Москву. Объясняют смысл
знаменитых слов политрука Василия
Клочкова – «Велика Россия, а
отступать некуда - позади Москва».
Работа с картой «Контрнаступление
советских войск под Москвой»,
показывают на карте, где развернулись
основные бои на подступах к Москве и
описывают.
Составление устного рассказа «Битва за
Москву» по опорным словам,
предложениям, иллюстрациям

Слушают рассказ учителя, узнают о
мероприятиях правительства по
перестройке экономики страны на
военный лад, рассказывают, какую
помощь фронту оказывали люди
Объясняют, зачем в городах
устанавливали комендантский час.
Находят, записывают значение новых
терминов: «дезертирство», «кисет»,
«подпольщик», «диверсия»,
запоминают.
Записывают роль тыла как одного из
факторов победы советского народа

13

Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942-1943 год)

2

14

Освобождение
СССР и Европы
от фашизма
(1944-сентябрь

2

Рассказ о вкладе учёных и
инженеров в разработку новой
техники и оружия в период
войны.
Рассказ о вкладе деятелей
культуры.
Работа с картой: показ
регионов, где активно
действовали партизаны.
Чтение и описание подвига
Зои Космодемьянской и
молодогвардейцев.
Написание текста письма
бойцу Красной Армии.
Знакомство с ходом
Сталинградской битвы, её
историческим значением,
рассказ учителя с просмотром
мультимедийной
презентацией.
Работа с картой.
Знакомство
с
основными
этапами
битвы,
соотношениями сил воюющих
сторон, именами защитников
и
военачальников
Сталинградской битвы.
Запись новых слов и понятий.
Просмотр и обсуждение
учебного фильма. «Коренной
перелом в ходе Великой
Отечественной войны»
Формирование представлений
о завершившихся сражениях
Красной армии в Европе, об
окончании Великой

Германией.
Слушают о вкладе учёных и
инженеров в разработке новой
технике и оружия в период
войны.
Показывают на карте регионы,
где активно действовали
партизаны.
Читают, пересказывают
подвиг Зои Космодемьянской,
с помощью учителя.
Вставляют в текст письма
пропущенные слова

над Германией.
Рассказывают о вкладе учёных и
инженеров в разработке новой технике
и оружия, о вкладе медиков и деятелей
культуры в период войны.
Показывают на карте регионы, где
активно действовали партизаны.
Читают, пересказывают подвиг Зои
Космодемьянской и молодогвардейцев.
Пишут текст письма бойцу Красной
Армии

Слушают рассказ учителя,
узнают о ходе Сталинградской
битвы.
Показывают на карте город
Сталинград, реку Волгу с
помощью учителя.
Читают
адаптированный
текст, знакомятся с именами
защитников Сталинграда.
Читают адаптированный текст
«Мамаев курган», отвечают на
вопросы.
Смотрят учебный фильм.
«Коренной перелом в ходе
Великой
Отечественной
войны»

Слушают рассказ учителя, называют
дату
Сталинградской
битвы,
рассказывают, кто из советских
маршалов руководил Сталинградской
битвой, где проходили особенно
ожесточённые бои.
Показывают
на
карте
город
Сталинград, реку Волгу.
Читают текст учебника «Дом Павлова»,
знакомятся с именами защитников,
рассказывают о подвиге.
Смотрят учебный фильм. «Коренной
перелом в ходе Великой Отечественной
войны», объясняют, какое значение
имела победа под Сталинградом для
нашей родины

Слушают рассказ учителя,
показывают на карте
государства, которые были
освобождены советскими

Слушают рассказ учителя, участвуют в
беседе, показывают на карте
государства, которые были
освобождены советскими войсками.

1945 года)

Отечественной войны, рассказ
учителя с показом
иллюстраций.
Введение новых понятий
«рейхстаг», «капитуляция».
Сбор сведений о ситуации к
осени 1944 года.
Подготовка сообщения об
освободительной миссия
Красной армии в Европе.
Показ на карте, какие
государства были
освобождены советскими
войсками
Просмотр мультимедийной
презентации «Берлинская
операция».
Итоги конференции в
Потсдаме, показ на карте,
территорий, которые были
переданы СССР.
Просмотр видеофрагмента
«Парад Победы 24 июня 1945
года в Москве», высказывание
своего мнения

войсками.
Записывают и запоминают
значение новых понятий
«рейхстаг», «капитуляция».
Читают информацию в
учебнике, узнают, что к осени
1944 года вся территория
СССР была освобождена,
началась освободительная
миссия Красной армии в
Европе.
Смотрят презентацию, узнают,
о ходе Берлинской операции и
подписании акта
безоговорочной капитуляции,
записывают дату в тетрадь.
Показывают на карте
территории, которые были
переданы СССР с помощью
учителя.
Смотрят видеофрагмент
«Парад Победы 24 июня 1945
года в Москве», высказывают
своё мнение

Советский Союз в 1945 – 1991 г.
Новая Россия 1991 – 2018 г.
Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX века - начале ХХI века 6 ч
15
СССР после
1
Просмотр презентации,
Смотрят презентацию,
войны.
ответы на вопросы по
отвечают на вопросы.
содержанию.
Изучают, предложенную
Сбор информации.
информацию.
Составление устного рассказа Составляют устный рассказ по
на тему: «Советский Союз
плану на тему: «Советский
после Великой Отечественной Союз после Великой

Записывают и запоминают значение
новых понятий «рейхстаг»,
«капитуляция».
Читают информацию в учебнике,
узнают, что к осени 1944 года вся
территория СССР была освобождена,
началась освободительная миссия
Красной армии в Европе.
Смотрят презентацию, узнают, о ходе
Берлинской операции, называют дату,
когда капитулировала Германия,
записывают дат в тетрадь.
Зачитывают итоги конференции в
Потсдаме, узнают о чём договорились
руководители стран-победительниц в
Потсдаме.
Показывают на карте территории,
которые были переданы СССР.
Смотрят видеофрагмент «Парад
Победы 24 июня 1945 года в Москве»,
высказывают своё мнение

Смотрят презентацию, отвечают на
вопросы.
Собирают информацию в доступных
источниках, изучают, называют
основные направления восстановления
и развития народного хозяйства СССР
после 1945 года, называют главную

войны». Запись в тетрадях,
какие крупные предприятия
были восстановлены в первую
очередь.

Отечественной войны»,
используя помощь учителя.
Записывают в тетрадь
названия крупных
предприятий, которые были
восстановлены в первую
очередь по образцу

16

Пора "оттепели"
(середина 1950-х
- первая
половина 1960-х
годов)

1

Знакомство с понятием
Хрущёвская «оттепель» и
определение хронологических
рамок этого явления, работа с
лентой времени.
Чтение текста об отношении
власти к представителям
культуры, ответы на вопросы.
Просмотр ролика о
Всемирном фестивале
молодёжи и студентов.
Знакомство с
биографическими сведениями
некоторых знаменитых людей,
через просмотр
мультимедийной презентации

Узнают значение понятия
Хрущёвская «оттепель».
Отмечают на ленте времени
хронологические рамки
данного явления.
Читают адаптированный текст
об отношении власти к
представителям культуры,
отвечают на вопросы.
Смотрят ролик о Всемирном
фестивале молодёжи и
студентов в Москве.
Смотрят мультимедийную
презентацию, знакомятся с
биографическими сведениями
некоторых знаменитых людей

17

Советский Союз
в середине 1060х - 1980-е годы:
от стабильности
к кризису.

1

Работа с текстом учебника:
чтение, ответы на вопросы.
Знакомство с экономическим
и политическим развитием
страны в период правления
Л.И. Брежнева.

Работают с текстом учебника,
называют и записывают имя,
отчество, фамилию
Генерального секретаря ЦК
КПСС, знакомятся с
экономическим и

задачу советских людей после войны,
узнают о жизни и быте людей в
послевоенное время, судьбы солдат,
вернувшихся с фронта.
Составляют по плану устный рассказ
на тему: «Советский Союз после
Великой Отечественной войны»,
используя собранную информацию.
Рассказывают, в чем состоял трудовой
подвиг советских людей.
Перечисляют и записывают названия
крупных предприятий, которые были
восстановлены в первую очередь
Находят в словаре значение понятия
«оттепель». Отмечают на ленте
времени хронологические рамки
данного явления. Читают текст на
карточке об отношении власти к
представителя культуры, отвечают на
вопросы.
Смотрят ролик о Всемирном фестивале
молодёжи и студентов в Москве.
Смотрят мультимедийную
презентацию, знакомятся с
биографическими сведениями
некоторых знаменитых людей, узнают
об их ярких индивидуальностях и
судьбах
Работают с текстом учебника,
знакомятся с экономическим и
политическим развитием страны в
период правления Л.И. Брежнева,
называют и записывают имя, отчество,
фамилию Генерального секретаря ЦК

18

Распад СССР.
Россия в 1990-е
годы.

1

Объяснение на конкретных
примерах смысл понятия
«период застоя».
Краткая запись в тетрадях,
запись новых слов и понятий.
Просмотр и обсуждение
учебного фильма
Нахождение в тексте учебника
информации о причинах
распада СССР.
Введение новых терминов:
«референдум».
Просмотр отрывка из
документального фильма
«Завтра все будет подругому», обсуждение
видеоматериала.
Составление кратного
рассказа об августовских
событиях 1991 года и
образовании Содружества
Независимых Государств.
Работа с лентой времени

политическим развитием
страны в период правления
Л.И. Брежнева.
Записывают значение термина
«период застоя».
Смотрят и обсуждают
учебный фильм
Читают текст учебника,
узнают о провозглашении
государственной
независимости Российской
Федерации и о желании
республик СССР выйти из
союза и образовать
самостоятельные государства.
Записывают в тетрадь
значение нового термина
«референдум».
Смотрят отрывок из
документального фильма
«Завтра все будет подругому», отвечают на
вопросы.
Составляют краткий рассказ с
помощью учителя по
вопросам:
- где находился 19 августа
1991 года М. С. Горбачев?
-кто входил в состав ГКЧП?
-какие действия были
предприняты участниками
ГКЧП для захвата власти в
стране?
- сколько дней была власть у
ГКЧП?
-кто защитил

КПСС, объясняют по вопросам учителя
причины кризисных явлений в
экономике, социальной сфере.
Объясняют, почему 70-е годы
называют периодом “застоя”.
Смотрят и обсуждают учебный фильм
Читают текст учебника, называют
причины распада СССР, отвечают на
вопросы.
Находят в словаре и записывают в
тетрадь значение нового термина
«референдум».
Смотрят отрывок из документального
фильма «Завтра все будет по-другому»,
коллективно обсуждают, высказывают
своё мнение.
Составляют и зачитывают краткий
рассказ об августовских событиях 1991
года и образовании Содружества
Независимых Государств».
Отмечают на ленте времени
исторические события

19

20

Россия в начале
21 века.

Государственная
символика
России.

1

1

34

Объяснение терминов и
понятий: «культура»,
«национальная культура»,
«инсталляция».
Знакомство с основными
достижениями культуры
России в начале XXI века,
просмотр мультимедийной
презентации, обсуждение.
Подбор материала о
достижениях в российском
спорте, просмотр статей,
иллюстраций.
Соотнесение имён знаменитых
людей с их достижениями,
выполнение задания на
карточке

Обобщение и систематизация
исторического материала по
разделу «Современная
Россия» Характеристика
общих черт и особенностей
данного периода
Выполнение теста

«конституционный строй»?
-чем всё закончилось?
Отмечают на ленте времени
исторические события с
помощью учителя
Зачитывают значение термина
и понятия: «культура»,
«национальная культура»,
«инсталляция», записывают,
запоминают.
Смотрят мультимедийную
презентацию, узнают об
основных достижениях
культуры России в начале XXI
века.
Подбирают иллюстрации о
достижениях в российском
спорте и описания к ним.
Соотносят имена знаменитых
людей с их достижениями,
выполняют задание на
карточке с помощью учителя

Повторяют исторический
материал по разделу
«Современная Россия».
Зачитывают характеристику
особенностей данного
периода
Выполняют тест с помощью
учителя

Находят в словаре значение термина и
понятия: «культура», «национальная
культура», «инсталляция», записывают,
запоминают.
Смотрят мультимедийную
презентацию, называют, какие
изменения произошли в начале XXI
века в образовании, культуре,
объясняют, какое влияние они оказали
на жизнь российского общества.
Подбирают материал в доступных
источниках о достижениях в
российском спорте, называют имена
спортсменов, которые получили
медали:
-олимпиада в Сиднее, в 2000 году;
- олимпиада в Афинах, в 2004 году;
- олимпиада в Турине, в 2006 году.
Соотносят имена знаменитых людей с их
достижениями, выполняют задание на
карточке
Систематизируют исторический
материал по разделу «Современная
Россия». Зачитывают характеристику
особенностей данного периода
Выполняют тест

Основные виды деятельности обучающихся:
 участие во фронтальной беседе;
 участие в эвристической беседе;
 выполнение устных упражнений;
 выполнение практической работы;
 самостоятельная работа;
 работа с текстом учебника или иного учебного пособия;














воспроизведение учебного материала по памяти работа с определениями, свойствами и другими географическими утверждениями;
работа с рисунками, таблицами;
работа со справочными материалами;
работа с различными источниками информации;
конспектирование
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. История Отечества. И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, И.В.Карелина. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение», 2021 г.
2. Технические средства обучения:
 Компьютер
 Мультимедийный проектор
 Принтер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».