АРП_русский язык_9 кл.

Рабочая программа
АООП (1 вариант)
по учебному предмету «Русский язык»
для обучающихся 9 класса
2025-2026 у. г.

МО Богданович
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 9 класса,
учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей
с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью) разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МОУ-СОШ № 4
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
5-9 классы: в 2 сб. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Русский язык». 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Н.Г.
Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
1. Планируемые предметные результаты после обучения в девятом классе:
Учащиеся должны знать:
-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
-названия частей речи, их значение;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать слова по звуковому составу;
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-проверять написание в корне слова безударных гласных, звонких и глухих согласных
путём
подбора родственных слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
- составлять план к текстам описательно – повествовательного характера
- писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться школьным орфографическим, толковым словарями.
2. Содержание учебного предмета:
Повторение.
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с
союзами и, а, но.
Слово.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных
и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного —
род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных
в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы
на
-ся
(-сь).
Предложение.
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены
предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.
Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь[1].
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности,
имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе»,
«История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по
объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам
за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).
Повторение пройденного за год.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы.
Для обучающихся учебным планом на изучение предмета предусмотрено 3 часа в
неделю, 102 часа в год (34 учебных недели).
№
Дата по Дата по Тема урока
плану
факту
Повторение. Предложение (3ч)
1.
Простое предложение. Однородные члены
предложения. Обращение. Знаки препинания в
предложениях с обращениями.
2.
Сложное предложение. Союзы и, а, но,что,где,
когда. Знаки препинания в сложном предложении.
3.
Контрольная работа.
Звуки и буквы (4ч)
4.

Звуки и буквы.

4.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Согласные твердые и мягкие. Разделительные Ь, Ъ.
Орфограммы в корне. Безударные гласные.
Орфограммы в корне. Звонкие и глухие согласные,
непроизносимые согласные.
Состав слова (6 ч)
Состав слова. Разбор слова по составу.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Правописание приставок оканчивающихся на гласную
и согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок раз-рас, без-бес, из-ис, возвос.
Сложные слова с соединительной о-е.
Контрольный диктант:
Имя существительное (11ч)
Имя существительное как часть речи.
Роль имени существительного в речи.
Грамматические признаки имени существительного.
Склонение имён существительных.
Склонение имён существительных.
Р.Р. Подробное изложение по плану и опорным
словам.
Имена существительные с шипящей на конце.
Несклоняемые имена существительные.
Обобщение по теме: Имя существительное.
Р.Р. Заметка.
Контрольный диктант. Имя существительное.
Имя прилагательное (10ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Роль имени прилагательного в речи.
Согласование имени прилагательного с именем
существительным.
Правописание безударных падежных окончаний имён
прилагательных.
Правописание безударных падежных окончаний имён
прилагательных.
Правописание ь знака перед падежными окончаниями
имени прилагательного.
Упражнения на закрепление.
Р.Р. Изложение « За колючими снегами» ( по
И.Родиной), упр. 118.
Р.Р. Деловое письмо: объяснительная записка.
Контрольная работа по теме: Имя прилагательное.
Местоимение (8ч)
Лицо и число местоимений.
Склонение личных местоимений.
Правописание личных местоимений с предлогами.
Правописание личных местоимений 3 лица.

39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

Упражнения на закрепление.
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине
Н.Ге « И.И. Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе
Михайловском».
Р.Р. Сочинение по картине Н.Ге « И.И. Пущин в гостях
у А.С.Пушкина в селе Михайловском».
Контрольная работа по теме: Личные местоимения.
Глагол (19ч)
Глагол как часть речи.
Роль глагола в речи.
Грамматические признаки глагола.
Неопределённая форма глагола.
Правописание НЕ с глаголами.
Изменение глагола по лицам и числам.
Правописание глагола 2 лица ед.ч.
Спряжение глаголов. Правописание безударных
личных окончаний глаголов 1 спряжения.
Спряжение глаголов. Правописание безударных
личных окончаний глаголов 2 спряжения.
Р.Р. Сжатое изложение по вопросам ( по Т.
Кудрявцевой).
Р.Р. Сжатое изложение по вопросам ( по Т.
Кудрявцевой).
Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы.
Правописание Ь знака в глаголах.
Упражнения на закрепление.
Р.Р. Деловое письмо: автобиография.
Обобщение по теме: Глагол.
Контрольная работа по теме: Глагол.
Работа над ошибками.
Наречие (10ч)
Наречие как часть речи.
Наречие как часть речи.
Наречия ,которые обозначают время, место и способ
действия.
Наречия ,которые обозначают время, место и способ
действия.
Наречия ,которые обозначают время, место и способ
действия.
Правописание наречий с А и О на конце.
Упражнения на закрепление.
Упражнения на закрепление.
Обобщение по теме: Наречие.
Контрольная работа по теме: Наречие.
Имя числительное (12ч)
Имя числительное как часть речи.
Числительные количественные и порядковые.

74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до
80, от 500 до 900.
Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до
80, от 500 до 900.
Правописание Ь знака в именах числительных.
Правописание Ь знака в именах числительных.
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
Упражнения на закрепление.
Упражнения на закрепление.
Р.Р. Числа в деловых бумагах: доверенность.
Обобщение по теме: Имя числительное.
Контрольная работа по теме: Имя числительное.
Части речи (5ч)
Части речи и их употребление в речи.
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Наречие, имя числительное, местоимение, предлог.
Наречие, имя числительное, местоимение, предлог.
Упражнения на закрепление. Обобщение по теме:
Части речи.
Предложение (14ч)
Простое предложение.
Союзы и, а, но в простых предложениях. Знаки
препинания в простых предложениях.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые члены
предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания
при однородных членах предложения.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с
обращениями.
Р. Р. Письмо-обращение к любимому литературному
герою
Упражнения на закрепление.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном
предложении.
Сложные предложения с союзами КОГДА , ГДЕ,
ЧТОБЫ, ЧТО, ПОТОМУ ЧТО.
Р.Р. Изложение. ( по С. Романовскому), упр. 329.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
Контрольная работа по теме: Предложение
Повторение.

Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных
работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
При оценке предметных результатов обучающегося учитывается уровень самостоятельности и
особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые

примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и
делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
− оценка «5» ставится за работу без ошибок;
− оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
− оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками; − оценка «2» - не ставится.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила
правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на
конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она
учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или
допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится
При оценке творческих заданий следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста
(темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла,
без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского
текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на
понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».