Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ.
Целевая аудитория: 3-6 классы
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Количество часов в год: 68
Уровень: базовый
Составитель: Печеркина С.В.,
учитель физики (ВКК)
Богданович, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от
06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2.
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополни-тельного образования детей».
3. Программа дополнительного образования детей МОУ-СОШ № 4 на 2023-2024
учебный год.
Данная программа предназначена для обучающихся 3-6 классов в возрасте 9-12
лет, которые будут знакомиться с Fischertechnik– технологиями. Занятия проводятся в
специализированном кабинете 1 раз в неделю по 2 час2. Программа рассчитана на 68 часа.
Сроки реализации данной программы – 1 год.
В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором технические
объекты выполняют не только функции по обработке материальных предметов, но и
начинают выполнять обслуживание и планирование. Человекоподобные роботы уже
выполняют функции секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную
отрасль.
Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование
всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру
и обладающих мощными микропроцессорами.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда
роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы
робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в
образовательные учреждения.
Изучение робототехники позволяет решить следующие задачи, которые стоят перед
информатикой как учебным предметом. А именно, рассмотрение линии алгоритмизация и
программирование, исполнитель, основы логики и логические основы компьютера.
Также изучение робототехники возможно в курсе математики (реализация основных
математических операций, конструирование роботов), технологии (конструирование
роботов, как по стандартным сборкам, так и произвольно), физики (сборка деталей
конструктора, необходимых для движения робота-шасси).
Программа внеурочной деятельности предполагает использование компьютеров
совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство
управления моделью; его использование направлено на составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях
составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы
систем. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание
возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование
умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с
использованием робота Fischertechnik, развития научно-технического и творческого
потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции
начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи:
• оказать содействие в конструировании роботов на базе микропроцессора
ROBO TX;
• освоить среду программирования ROBOPro;
• оказать содействие в составлении программы управления роботами;
• развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
•
•
•
•
•
•
развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке
моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать применение знаний из различных областей знаний;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
получать навыки проведения физического эксперимента.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы внеурочной деятельности «Робототехника. Конструирование», являются:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной работы;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип свободы выбора учащимися образовательных услуг, помощи и
наставничества.
На занятиях по робототехнике осуществляется работа с конструкторами серии
Fischertechnik. Для создания программы, по которой будет действовать модель,
используется специальный язык программирования ROBOPro.
Ценностные ориентиры курса.
Конструктор Fischertechnik позволяет школьникам в форме познавательной игры
узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Робот
поможет в рамках изучения данной темы понять основы робототехники, наглядно
реализовать сложные алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией
производственных процессов и процессов управления. Робот рассматривается в рамках
концепции исполнителя, которая используется в курсе информатики при изучении
программирования. Однако в отличие от множества традиционных учебных
исполнителей, которые помогают обучающимся разобраться в довольно сложной теме,
роботы действуют в реальном мире, что не только увеличивает мотивационную
составляющую изучаемого материала, но вносит в него исследовательский компонент.
Занятия по программе формируют специальные технические умения, развивают
аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Работает
Fischertechnik на базе компьютерного ROBO TX Controller, который представляет собой
двойной микропроцессор, Flash-памяти в каждом из которых более 256 кбайт, Bluetoothмодуль, USB-интерфейс, а также экран из жидких кристаллов, аккумулятор,
громкоговоритель, порты датчиков и сервоприводов. Именно в ROBO TX Controller
заложен огромный потенциал возможностей конструктора Fischertechnik. Память
контроллера содержит программы, которые можно самостоятельно загружать с
компьютера. Информацию с компьютера можно передавать как при помощи кабеля USB,
так и используя Bluetooth. Кроме того, используя Bluetooth можно осуществлять
управление роботом при помощи мобильного телефона. Для этого потребуется всего лишь
установить специальное java-приложение.
Отличительные особенности программы: реализация программы осуществляется с
использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "
Fischertechnik" для преподавания технического конструирования на основе своих
конструкторов. Настоящий курс предлагает использование образовательный конструктор
ROBO Explorer как инструмента для обучения школьников конструированию,
моделированию и компьютерному управлению на уроках робототехники. Простота в
построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями
конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками
модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до
психологии.
Программа внеурочной деятельности предполагает использование компьютеров
совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство
управления моделью; его использование направлено на составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях
составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы
систем. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание
возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование
умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве,
индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии
использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные
технологии.
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса с использованием
следующих методов обучения
• познавательного;
• коммуникативного;
• преобразовательного;
• систематизирующего;
• контрольного.
Изучение темы обучающимися может проходить самостоятельно. Для этого
рекомендуем использовать ЦОР «Основы робототехники».
Виды деятельности:
• знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой;
• проектная деятельность;
• работа в парах, в группах;
• соревнования.
Формы работы:
• лекция;
• беседа;
• демонстрация;
• практика;
• творческая работа;
• проектная деятельность.
Формы контроля и оценки образовательных результатов. Текущий контроль уровня
усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся
практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по
робототехнике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Робототехника. Конструирование»
Введение (1ч.)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Представление о роботах и
робототехнике. 3 закона робототехники. Типы конструкторов различных фирм
производителей.
Описание компонентов (7 ч.)
Функции рабочей тетради. Основные детали конструктора. Спецификация конструктора.
Знакомство с контроллером. Основы конструирования устойчивых конструкций.
Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.
Знакомство с датчиками. Кнопочный переключатель. Датчик освещенности. Влияние
предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Фототранзистор. Датчик
маршрута. Ультразвуковой датчик. Датчик температуры.
Программирование (20 ч.)
Визуальные языки программирования. Программа ROBO Pro. Разделы программы, уровни
сложности. Знакомство с командами.
Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования.
Изучение окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами. Соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор
вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления
простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление
программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача,
демонстрация. Линейная программа. Циклическая программа. Составление программы с
использованием параметров. Зацикливание программы. Условие, условный переход.
Простая модель. Основная программа. Движение по прямой. Выполнение поворота.
Движение вдоль кривой линии.
Счетчик импульсов. Подпрограммы. Базовая модель. Машины на гусеничном ходу.
Рулевое управление. Простой робот. Тоннельный робот- пожарный. Датчик цвета. Роботисследователь. Робот-спасатель.
Проектная деятельность в группах (6 ч.)
Тематика творческих проектов. Выработка и утверждение темы. Разработка собственных
моделей в группах. Конструирование модели. Программирование модели группой
разработчиков. Виды проектной документации. Презентация моделей. Выставка.
Подготовка к соревнованиям. Соревнования. Повторение изученного ранее материала.
Зачёт.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Введение
Описание компонентов
Программирование
Проектная деятельность в
группах
Итого
Кол-во
часов
2
14
40
12
68
В том числе
Теория
Практика
2
10
4
12
28
4
8
28
40
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
VII. Календарно-тематическое планирование учебного материала и содержания обучения
по курсу «Робототехника. Конструирование» 5 класс
Тема урока
кт
Вводный
инструктаж ИТБ013-2011.
История
робототехники
Основные детали
конструктора
Спецификация
конструктора
Знакомство с
контроллером
Основы
конструирования
устойчивых
конструкций
Параметры мотора
и лампочки
Изучение влияния
параметров на
работу модели
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Правила поведения и техника
безопасности в кабинете
информатики. Цели и задачи курса.
Что такое роботы. Ролики,
фотографии и мультимедиа. Рассказ
о соревнованиях роботов.
Организация рабочего места.
Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ (7 Ч.)
Электродвигатель с энкодером
Фронтальная, индивидуальная формы
(сервомотор)
организации деятельности.
Электродвигатель XS
Методы: беседа, рассказ, работа с
Лампа накаливания
книгой
Лампа накаливания с линзой
Зарядное устройство Accu Set.
Способы соединения деталей в
конструкторе Электричество,
электроника
Подключение датчиков и
исполнительных устройств.
Контроллер. Bluetooth. USB. Кнопки
управления
Архитектура в мире моделей.
Фронтальная, индивидуальная формы
Сборка собственных конструкций из организации деятельности.
деталей
Методы: беседа, рассказ, работа с
Лампа накаливания с линзой и без
книгой
линзы
Изучение влияния параметров на
работу модели
Виды деятельност
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Знакомство с
датчиками
Кнопочный
переключатель
Датчик
освещенности
Влияние предметов
разного цвета на
показания датчика
освещенности
Фототранзистор
Датчик маршрута
Схемы включения
Осязание, замкнутая цепь,
разомкнутая цепь
Датчик освещенности
Влияние предметов разного цвета на
показания датчика освещенности
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой,
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Реакция на яркость света
Цифровой инфракрасный (ИК)
прибор для определения черной
полосы на светлом фоне
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Ультразвуковой
датчик
Ультразвуковой датчик
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Датчик
температуры
Измерение температуры
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Тема урока
кт
Соединительные
провода и клеммы
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Соединительные провода и клеммы
Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Виды деятельност
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Программирование (20 ч)
Визуальные языки
программирования.
Программа ROBO
Pro.
Разделы
программы, уровни
сложности
Знакомство с
командами
Визуальные языки
программирования. Интерактивная
справка к ROBO Pro, графический
интерфейс программного
обеспечения, назначение
пиктограмм
Разделы программы, уровни
сложности
Отработка составления простейшей
программы по шаблону
Интерактивная справка к ROBO Pro,
графический интерфейс
программного обеспечения,
назначение пиктограмм
Команды визуального языка
программирования
Элементы окна инструментов
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Команды в программе
Составление блок- схем
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Знакомство с
командами мотора
Машины на
гусеничном ходу
Запусти мотор вперед; включи
лампочку; жди; запусти мотор назад;
стоп
Обзор машин на гусеничном ходу
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Повторный
инструктаж ИТБ013-2011.
Простой робот
Сборка модели с
использованием
мотора
Составление
программы,
передача,
демонстрация.
Счетчик импульсов
Сборка модели с использованием
мотора
Фронтальная, индивидуальная,
групповая формы организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Отработка составления простейшей
программы по шаблону, передачи и
запуска программы
Пример программы:
Basic_Model_1.rpp
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Подпрограммы
Отработка составления простейшей
программы по шаблону, передачи и
запуска программы
Пример программы:
Basic_Model_3.rpp
Отработка составления, передачи и
запуска программы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Передача
программы. Запуск
программы
Команды
визуального языка
программирования
Изучение окна
инструментов
Изображение
команд в программе
Работа с
пиктограммами.
Соединение команд
Синхронизация.
Движение по
прямой
Пример программы:
Basic_Model_4.rpp
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Тема урока
кт
Звуковой сигнал
Коррекция
направления
движения
Поиск черной
линии
Эксперименты со
скоростью
электромоторов
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Отработка составления простейшей
программы по шаблону, передачи и
запуска программы
Пример программы:
Trail_searcher_1.rpp
Составление программы, передача,
демонстрация
Пример программы:
Trail_searcher_2.rpp
Составление программы, передача,
демонстрация
Пример программы:
Trail_searcher_3.rpp
Составление программы, передача,
демонстрация
Тоннельный роботпожарный
Сборка модели
Движение вдоль
стены
Составление программы, передача,
демонстрация
Пример программы: Tunnel_1.rpp
Реакция на
изменение
температуры
Составление программы, передача,
демонстрация
Пример программы: Tunnel_2.rpp
Датчик цвета.
Работа с окном
Interface Test.
Реакция на зеленый
цвет детали.
Распознавание
различных цветов
на маршруте.
Роботисследователь
Сборка модели. Составление
программы, передача, демонстрация
Пример программы:
Color_detector_2.rpp
Реакция на
препятствие
Датчики маршрута
и дальномера
Реакция для трех
датчиков
Составление программы, передача,
демонстрация
Поворот машины на гусеничном
ходу
Пример программы: Explorer_2.rpp
Составление программы, передача,
демонстрация
Передача
измеренных
параметров
Пример программы: Explorer_3.rpp
Составление программы, передача,
демонстрация
Пример программы: Explorer_4.rpp
Формы и методы работы
Виды деятельност
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Тема урока
кт
Робот- спасатель.
Балансирующий
робот. Роботхудожник
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Сборка модели. Использование
заданий с сайта
www.robocupjunior.de
Формы и методы работы
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Виды деятельност
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППАХ (6 ч.)
Тематика
творческих
проектов.
Разработка
собственных
моделей в группах.
Выработка и
утверждение темы,
в рамках которой
будет
реализовываться
проект
Конструирование
модели.
Программирование
модели группой
разработчиков
Исполнитель, вспомогательный
алгоритм. Управление исполнителем
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Планирование своей деятел
под руководством учителя;
самостоятельно вырабатыва
алгоритм действий; решать
проблемные задачи
Управление исполнителем
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Виды проектной
документации.
Презентация
моделей
Управление исполнителем
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Выставка.
Подготовка к
соревнованиям
Конструкция «ветвление».
Управление исполнителем Робот с
использованием конструкции
ветвления. Решение задач. Работа в
среде «Алгоритмика»
Преодоление различных
препятствий, поиск различных
предметов. Двери, наклоны.
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа учащихся
за компьютером
Тренировки на
полигонах.
Соревнования.
Зачет
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
Работа с раздаточным матер
самостоятельная работа на о
наблюдений
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ»
Личностные результаты:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
• формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи
на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
• оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
• устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
• моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
• синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
•
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации
объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
• выслушивать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять
цели, функций участников, способов взаимодействия;
• осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
• разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
• управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
• владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
• правила безопасной работы;
• основные компоненты конструкторов Fischertechnik;
• конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
• компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
• виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
• конструктивные особенности различных роботов;
• как передавать программы ROBO TX Controller;
• как использовать созданные программы;
• приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и
других объектов и т.д.;
• основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием
ЭВМ.
уметь:
• использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
• конструировать различные модели; использовать созданные программы;
• применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
• навыками работы с роботами;
• навыками работы в среде ROBOPro.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• робот Fischertechnik;
• доска;
• карточки;
• презентация (ЦОР «Основы робототехники»)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
2. Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники на базе
конструктора fischertechnik».
3. Fischertechnik- основы образовательной робототехники. Учеб.-метод. Пособие
В.Н.Халамов
4. Рабочие тетради fischertechnik.
5. Инструкции по сборке
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов,
Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова,
М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2009.
3. Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники на базе
конструктора fischertechnik».
4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2009.
5. Рабочие тетради fischertechnik.
6. Инструкции по сборке
ПЕРЕЧЕНЬ WEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ПРЕДМЕТУ
1. http://www.ft-fanarchiv.de/
2. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198265/