9. Адаптир. рабоч. программа по музыке 7.2 1-4 кл

Приложение № 10
к АООП НОО
ЗПР (7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
1 – 4 класс
(ВАРИАНТ 7.2)

Количество часов 168
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Архипова Марина Александровна, учитель начальных классов, 1КК
Мужева Ирина Петровна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г.Богданович

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для 1- 4 классов является
неотъемлемой частью адаптированной общеобразовательной программы начального
общего образования и составлена на основе и реализуется на основе следующих
документов:


Федерального

закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с последующими изменениями);


Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября
2009 г. № 3730) (с последующими изменениями);


Федерального образовательного стандарта начального общего образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №
1598);


Примерной программы по музыке, в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом второго поколения, М.: «Просвещение»;


Авторской программой «Музыка» 1-4 классов, авт. Е.Д. Критская, Г.П.

Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение и в соответствии с ООП
НОО школы и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) МОУ-СОШ № 4 г. Богданович;


Основной общеобразовательной программы начального общего образования

МОУ-СОШ № 4 г. Богданович.
В начальной школе обучаются учащиеся, у которых отсутствует мотивация к
учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета),
выражены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп,
трудности произвольной саморегуляции. При разработке адаптированной программы
основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и
навыками,

на

уменьшение

объема

теоретических

сведений. Данная

программа

предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с задержкой психического
развития: обучающиеся с ОВЗ получают образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Домашние
задания также даются с учетом индивидуальных особенностей. Продолжительность урока
40 минут (5 минут в середине урока учащийся отдыхает). В силу индивидуальных

особенностей (замедленный темп речи, трудности произвольной саморегуляции,
нарушения

речевой

и

мелкой

ручной

моторики,

зрительного

восприятия

и

пространственной ориентировки) учащимся нужда коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием.
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой



моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики;  развитие восприятия, памяти,


внимания;

развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-


логического;

развитие



основных

мыслительных

операций:

умения

сравнивать,

анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и
письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной



речи, лексико-грамматических средств языка.
Поэтому

ведущими

формами

организации

познавательной

деятельности

обучающихся являются индивидуальные.
Все

упражнения

носят

3

повторительный

или

обобщающий

характер;

используются наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
используется: опора на жизненный опыт ребёнка, использование при преобразовании
извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний опорной
картысличения, опорной схемы алгоритма, использование заданий индивидуального
содержания, при ответе на итоговые вопросы использование опорной схемы алгоритмы,
наглядные, дидактические материалы.
При

создании

программы

авторы

учитывали

потребности

современного

российского общества и возрастные особенности младших школьников.
В

программе

нашли

отражение

изменившиеся

социокультурные

условия

деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального
образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания:


формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной

культуры школьников
3

наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии



духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:


воспитание интереса, эмоционально - ценностного отношения и любви к

музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств:
любви к ближнему, к своему народу, к Родине;


уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов

мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его
форм и жанров;


воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;



развитие образно – ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и

слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших
образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;


накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно



образного

словаря,

первоначальных

знаний

музыки

и

о

музыке,

формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе на основе
развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Содержание программы базируется на художественно – образном, нравственно –
эстетическом

постижении

младшими

школьниками

основных

пластов

мирового

музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений
композиторов – классиков (золотой фонд), современной академической и популярной
музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки
через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога»,
по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других
народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей,
составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства
разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение
человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных
фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных
форм бытования музыки как истоков творчества композиторов – классиков.

4

Включение

в

программу

музыки

религиозной

традиции

базируются

на

культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно –
нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на
основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, её жанрово –
стилистические особенности. При этом надо ответить, что занятия музыкой и достижение
предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения
личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из
концепции Д.Б. Кабалевского – художественная ценность музыкальных произведений, их
воспитательная

значимость

и

педагогическая

методическими

принципами

программы

целесообразность.

являются:

увлечённость,

Основными
триединство

деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст»,
интонационность,

опора

на

отечественную

музыкальную

культуру.

Освоение

музыкального материала, включённого в программу с этих позиций, формирует
музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные
формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и
музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм,
балетам,

музыкальным

спектаклям;

в

составлении

художественных

коллажей,

поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в
домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой
музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др.

5

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладеть приёмами сравнения,
анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что
формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структура программы составляют разделы, в которых обозначены основные
содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются
выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия
в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с
музыкой в широком жизненном контексте. В соответствии со стандартами второго
поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально – ценностного отношения к
искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах
музыкально – творческой деятельности.
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения
музыкального

материала

на

учебные

темы,

уроки.

Творческое

планирование

художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного
года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно –
педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого
конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Место
учебного предмета в учебном плане Программа основного общего образования по музыке
составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане
образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объёме не менее 138 часов (в т.ч. 27ч.
внутрипредметного модуля): 33 часа в 1 и 1 дополнительном классах, 35 – во 2-4 классах.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме:
-проектная работа
Планируемые результаты предметной области «Музыка» на уровне
начального общего образования
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:

6



чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;


целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном

единстве и разнообразии природ, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;


умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в

учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;


умение

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;


уважительное отношение к культуре других народов; сформированность

эстетических потребностей, ценностей и чувств;


развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;


реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или

индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;


ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;


формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;


-развитие

музыкально-эстетического

чувства,

проявляющего

себя

в

эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни
человека и общества.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом:


овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;


освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в

процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;


формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе

7

познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;


продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками

при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;


освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;


овладение

навыками

смыслового

прочтения

содержания

«текстов»

различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;


приобретения умения осознанного построения речевого высказывания о

содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;


формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные

с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

установление аналогий в процессе интонационнообразного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;


умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые

образовательные

ресурсы,

мультимедийные

презентации,

работу

с

интерактивной доской и др.).
Предметные результаты изучения музыки, отражающие опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности в целом оцениваются в конце начального
образования. Они обозначаются в АООП как:


формирования представления о роли музыки в жизни человека, в его

духовно-нравственном развитии;


формирование общего представления о музыкальной картине мира;  знание

основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;


формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале

музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
8



формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или

какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;


умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным

произведениям;


умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных

направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и
стилей;


умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и

музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения
программы учебного предмета
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–

умение

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование
этических

чувств

доброжелательностии

эмоциональнонравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности

универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
9

–определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с
задачами коммуникации.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку
и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
1 дополнительный класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–

умение

ориентироваться

в

культурном

многообразии

действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;

10

окружающей

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование
этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности

универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с
задачами коммуникации.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку
и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
2 класс
Личностные результаты:

11

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–

умение

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
–

формирование

этических

чувств

доброжелательности

и

эмоционально

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности; –позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с
задачами коммуникации.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку
и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

12

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной

деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с
учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы;
–

формирование

этических

чувств

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; –
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

13

–определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание
основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

14

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки
Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; –
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
–

умение

ориентироваться

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное
отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы и др.;
–

формирование

этических

чувств

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
–

развитие

музыкально-эстетического

чувства,

проявляющего

себя

в

эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

15

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов;
определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата

в

исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; –
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

16

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; –
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических

композиций,

исполнении

вокально-хоровых

произведений,

в

импровизациях.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:


воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных

произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально-творческой деятельности;


ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии

музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные
образцы народной

и профессиональной музыки, ценить отечественные народные

музыкальные традиции;


воплощать

художественно-образное

содержание

и

интонационно-

мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове,
движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:


реализовывать

творческий

потенциал,

осуществляя

собственные

музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;


организовывать

культурный

досуг,

самостоятельную

музыкально-

творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится:


соотносить

выразительные

и

изобразительные

интонации,

узнавать

характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать 15 особенности
музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;


наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе

сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл
различных форм построения музыки;
17



общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного

(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:


реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах

музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских
элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и
импровизации);


использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме

при пении простейших мелодий;


владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших
его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:


исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,

драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.);


определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании

различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;


оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит
возможность научиться:

инициативу

адекватно
в

оценивать

выборе

явления

музыкальной

образцов

профессионального

помощь

в

и

культуры

и

проявлять

музыкально-поэтического

творчества народов мира;


оказывать

культурномассовых
собственной

мероприятий,

организации

представлять

музыкально-творческой

и

проведении

школьных

публике

результаты

широкой

деятельности

(пение,

инструментальное

музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).
Содержание учебного предмета
Содержание курса
Основное

содержание

курса

представлено

следующими

содержательными

линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального
искусства», «Музыкальная картина мира».
18

Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческих чувств.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и
о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации.
Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная
музыка.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации
музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика,
тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны.
19

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и
профессиональное

музыкальное

творчество

разных

стран

мира.

Многообразие

этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Тематическое планирование по музыке
1 класс (33 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
Музыка вокруг нас (16 ч)
«И Муза вечная со мной!»
«Хоровод муз»
«Повсюду музыка слышна» Урок - игра
«Душа музыки – мелодия» Урок - путешествие
«Музыка осени» Экскурсия в природу «Звуки осенней природы»
«Сочини мелодию» Урок - игра
«Азбука, азбука каждому нужна! Экскурсия в музыкальную школу
«Музыкальная азбука» Урок - путешествие
«Музыкальные инструменты»
«Опера Н.А.Римского – Корсакова “Садко”»…
«Музыкальные инструменты»
«Звучащие картины»
«Разыграй песню»
«Пришло Рождество, начинается торжество»…
«Родной обычай старины»
«Добрый праздник среди зимы»
Музыка и ты (17 ч)
«Край, в котором ты живешь»
«Поэт, художник, композитор»
«Музыка утра»
«Музыка вечера»
«Музыкальные портреты»
«Разыграй сказку»
«Музы не молчали…»
«Музыкальные инструменты»
20

25
26
27
28
29
30
31
32
33

«Мамин праздник»
Музыкальные инструменты.
«Чудесная лютня”. Звучащие картины»
«Музыка в цирке».
«Дом, который звучит»
«Опера-сказка»
«Ничего на свете лучше нету…»
«Афиша. Программа»
«Музыка вокруг нас. Музыка и ты»
Тематическое планирование по музыке
1 дополнительный класс (33 ч)

№ Тема
Музыка вокруг нас (16 ч)
1 «И Муза вечная со мной!»
2 «Хоровод муз»
3 «Повсюду музыка слышна» Урок - игра
4 «Душа музыки – мелодия» Урок - путешествие
5 «Музыка осени» Экскурсия в природу «Звуки осенней природы»
6 «Сочини мелодию» Урок - игра
7 «Азбука, азбука каждому нужна! Экскурсия в музыкальную школу
8 «Музыкальная азбука» Урок - путешествие
9 «Музыкальные инструменты»
10 «Опера Н.А.Римского – Корсакова “Садко”»…
11 «Музыкальные инструменты»
12 «Звучащие картины»
13 «Разыграй песню»
14 «Пришло Рождество, начинается торжество»…
15 «Родной обычай старины»
16 «Добрый праздник среди зимы»
Музыка и ты (17 ч)
17 «Край, в котором ты живешь»
18 «Поэт, художник, композитор»
19 «Музыка утра»
20 «Музыка вечера»
21 «Музыкальные портреты»
22 «Разыграй сказку»
23 «Музы не молчали…»
24 «Музыкальные инструменты»
25 «Мамин праздник»
26 Музыкальные инструменты.
27 «Чудесная лютня”. Звучащие картины»
28 «Музыка в цирке».
29 «Дом, который звучит»
30 «Опера-сказка»
31 «Ничего на свете лучше нету…»
32 «Афиша. Программа»
33 «Музыка вокруг нас. Музыка и ты»

21

Тематическое планирование по музыке
2 класс (34 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Мелодия
«Здравствуй Родина моя! Моя Россия»
Гимн России
Музыкальные инструменты (фортепиано)
Природа и музыка. Прогулка
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучание картины
Расскажи сказку
Колыбельные. Мама
Великий колокольный звон. Звучащие картины
Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский
Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский
Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике
Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
Русские народные праздники: проводы зимы. Встреча весны.
Русские народные праздники: проводы зимы. Встреча весны.
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновение!
Увертюра. Финал.
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновение!
Увертюра. Финал.
Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк»)
Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк»)
Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И все это  И.С. Бах»
Все в движении. Попутная песня
«Музыка учит людей понимать друг друга»
Два лада. Легенда. Природа и музыка
«Печаль моя светла…»
Мир композитора (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Тематическое планирование по музыке
3 класс (34 ч)

№
1
2
3
4

Тема
Мелодия – душа музыки.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины.
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.
Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».
22

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Утро. П.И. Чайковский «Утренняя молитва».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
«В детской». Игры и игрушки.
Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.
«Вечер». Обобщение музыкальных впечатлений.
Радуйся, «Мария!», «Богородице Дева, радуйся!». Древнейшая песнь материнства.
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».
Радуйся, «Мария!», «Богородице Дева, радуйся!». Древнейшая песнь материнства.
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».
Вербное воскресенье. Вербочки.
Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.
Певцы русской старины «Баян, Садко»
«Лель, мой Лель». Образы былинных сказителей.
Звучащие картины «Прощание с Масленицей». Русские народные праздники:
проводы зимы, встреча весны.
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».
Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы.
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Вступление к опере «Садко» «Океан-море
синее».
Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица».
В современных ритмах (мюзикл).
Музыкальное состязание (концерт).
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты (скрипка).
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».
Героическая (симфония). Мир Л. Бетховена.
Мир Л. Бетховена.
«Чудо - музыка». Острый ритм – джаза звуки.
«Люблю я грусть твоих просторов». Г.Свиридов.
Певцы родной природы « Э. Григ, П.И. Чайковский».
Прославим радость на земле.
Тематическое планирование по музыке
4 класс (34ч)

№ Раздел. Тема урока
1
2
3
4
5
6
7

Раздел 1. Россия родина моя (3 ч)
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей».
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?».
«Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!».
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий.
«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияще».
«Родной обычай старины. Светлый праздник».
23

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел 3. День, полный событий ( 6 ч)
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...».
Зимнее утро. Зимний вечер.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь.
«Приют, сияньем муз одетый…».
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Композитор – имя ему народ.
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
Музыкант – чародей.
Народные праздники. Троица.
Раздел 5. В концертном зале (5 ч)
Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо.
Старый замок. «Счастье в сирени живет…».
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…».
«Патетическая» соната. Годы странствий.
«Царит гармония оркестра».
Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч)
Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Балл в замке польского короля.
«За Русь мы все стеной стоим…». Сцена в лесу.
«Исходила младешенька».
Русский Восток. «Сезам откройся!». Восточные мотивы.
Балет «Петрушка» И. Стравинского.
Театр музыкальной комедии.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч)
«Служенье муз не терпит суеты». Прелюдия.
Исповедь души. Революционный подход.
Мастерство исполнителя.
«В интонации спрятан человек».
Музыкальные инструменты.
Музыкальный сказочник.
«Рассвет на Москве-реке». Повторение и обобщение полученных знаний.

24

Сброшюровано
24 листов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».