31.01.2019
В России с 2000 года развивается
восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб
примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и
профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация,
проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464
города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб
примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).
Школьная служба
примирения (ШСП) — это прежде всего команда единомышленников (взрослых и
детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через
восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.
Конечно, данная
команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма
может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре,
команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем,
чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (предлагаемый на примере
Москвы пакет документов тут),
а главным оставалось содержание работы и помощь школе.
Служба примирения
создается добровольно. С одной стороны сложно обойтись без какого-либо
административного ресурса, который создает условия, «подбадривает» и
рекомендует. Но если школа категорически против, либо в школе нет
человека, поддерживающего восстановительные принципы, то вынуждать такую школу
создавать службу примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся
условия). Если же школа не категорически против создания службы примирения,
то какую помощь служба
примирения может оказать всем участникам образовательного процесса?
В школе собраны дети
из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и
т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны
находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об
уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал
жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами
являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с
противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к
определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы
реагирования на конфликты в школе:
·
Административный (наказание или угроза наказанием)
·
Направление к психологу или социальному педагогу
·
«Стрелки» среди подростков
·
Замалчивание
В этих способах либо
не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо
решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате
школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют
силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что
конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только
они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за
решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор),
который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не
винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить
эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема,
какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной
ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы
примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном
согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно
встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени
поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко
налаживает с ними контакт.
Для поддержки
проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные
службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество
ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую
очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия
школьной службы примирения — развить и закрепить как
культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель
школьной службы примирения — развитие в
образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на
конфликты и правонарушения.
Задачи
службы примирения:
·
Снижение административных и ориентированных на
наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения
несовершеннолетних.
·
Развитие восстановительных практик, таких как
«Восстановительная медиация» (Программа примирения), «Круг сообщества»,
Профилактические Круги и т. д.
·
Передача ценностей восстановительной культуры (таких
как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам,
администрации, школьникам и родителям.
·
Включение восстановительного подхода в существующие в
школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические и
методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания
между разными участниками образовательного процесса
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2019
Дата обновления: 31.01.2019
Дата публикации: 31.01.2019