Роль чтения в развитии речи ребёнка
01.01.2017
На что влияют подобные нарушения при дальнейшем обучении в школе:
Несформированность звуковой стороны речи.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же в этой сфере приводят к неправильному написанию из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребёнок пишет так, как проговаривает. При чтении данное нарушение проявляется не только произносительно, но и интонационно, что затрудняет понимание прочитанного для самого же ребёнка.
Несформированность лексической стороны речи (словарный запас).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности возникают при подборе проверочных слов на письме.
Грамматическая сторона речи.
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончания и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов», «много стулов, окнов», на санках – «на санков»)
- пропуски, замены предлогов (собака вышла в будку, пёс сидит в кануры)
-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», весёлый мальчик – «весёлая мальчика»)
- замены приставок и суффиксов (козлёнки, жеребёнки)
- нарушение самостоятельной письменной речи.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Каким же образом можно частично скорректировать перечисленные компоненты речи, не прибегая к помощи специалистов - логопедов и дефектологов?
Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.
Если вы будете стараться не только читать, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.
Разучивайте вместе с ребенком скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.
Играйте в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
2015г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017