Роль чтения в развитии речи ребёнка

01.01.2017

На что влияют подобные нарушения при дальнейшем обучении в школе:

Несформированность звуковой стороны речи.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же в этой сфере приводят к неправильному написанию из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребёнок пишет так, как проговаривает. При чтении данное нарушение проявляется не только произносительно, но и интонационно, что затрудняет понимание прочитанного для самого же ребёнка.

Несформированность лексической стороны речи (словарный запас).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности возникают при подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи.

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончания и при изменении числа существительных (много деревьев – «много деревов», «много стулов, окнов», на санках – «на санков»)

- пропуски, замены предлогов (собака вышла в будку, пёс сидит в кануры)

-ошибки согласования (белый дом – «бела дом», весёлый мальчик – «весёлая мальчика»)

- замены приставок и суффиксов (козлёнки, жеребёнки)

- нарушение самостоятельной письменной речи.

Связная речь.Хочу такой сайт

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Каким же образом можно частично скорректировать перечисленные компоненты речи, не прибегая к помощи специалистов - логопедов и дефектологов?

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Разучивайте вместе с ребенком скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

2015г.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».