01.01.2017
Вопросы и ответы
по организации изучения комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс «ОРКСЭ»)
в общеобразовательных учреждениях Свердловской области
Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в адрес Министерства общего и профессионального образования Свердловской области .
- Обязателен ли данный учебный предмет для изучения в четвёртом классе?
Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.
- Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса «ОРКСЭ»?
Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок.
- Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса «ОРКСЭ» проводиться за счет часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?
Учебный процесс каждого образовательного учреждения организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением самостоятельно.
Согласно приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательной предметной областью, на ряду с такими предметными областями как: «Филология», «Математика и информатика”, «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» и т.д., что не приведет к уменьшению количества уроков по другим предметам.
- Какие учебники желательно использовать для изучения курса «ОРКСЭ»?
В учебном процессе образовательных учреждений могут использоваться только учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека - изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?
Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).
При изучении курса «ОРКСЭ» класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. При этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он может делать это в разное учебное время с группами учащихся.
Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от ее численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.
- Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?
Имеют возможность вести модули курса «ОРКСЭ» любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса «ОРКСЭ».
- Учитывается ли личностный статус и отношение к вере учителя, который читает модуль, ведь его отношение (принятие либо непринятие) формирует отношение ребенка?
Конечно, предполагается, что вести модули культурологического курса «ОРКСЭ» желательно учителям, которые знают данную религиозную культуру и традицию сами. Это особенно значимо для верующих семей, которые, конечно, не желали бы, чтобы православную или исламскую культуру преподавал их детям человек, отрицательно относящийся к религии, данной конкретной традиции и даже просто равнодушный к ней.
Но в целом каждый учитель должен уважать право на мировоззренческие и культурные особенности последователей каждой традиционной религии, а также нерелигиозных семей, учащихся, вне зависимости от того, какой модуль он ведет сам. Такие установки получают учителя на курсах подготовки к преподаванию всех модулей курса.
- Чем отличается модуль «Основы православной культуры» курса «ОРКСЭ» от курсов воскресной школы?
Модуль «Основы православной культуры» отличается от курсов в воскресных школах (аналогично при других религиозных организациях) тем, что при его изучении не проводится «обучение религии». Учащиеся изучают религиозную культуру, знакомятся с определенной религиозной традицией, культурой, ее мировоззрением и нравственными ценностями, системой морали.
- Правда ли, что для преподавания предмета будут привлекаться священники?
Нет. Курс «ОРКСЭ» будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации.
На этапе апробации курса «ОРКСЭ» в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут только светские учителя.
- Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?
Интересующие материалы можно найти и на федеральном специализированном портале: http://www.orkce.org/ .
- Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?
Никаких дополнительных закупок учебной или дополнительной литературы по модулям курса «ОРКСЭ» для семьи, родителей не требуется.
- Зачем в курс включены 4 модуля более глубокого изучения религий? Ведь для разговора о нравственности вполне достаточно базовых представлений об этике и истории мировых религий в целом?
Углубленное изучение определенной традиционной религиозной культуры вводится в соответствии с образовательным запросом граждан России, семей, соответствующих религиозных общин. При этом учтены интересы последователей основных традиционных религий в России и нерелигиозной части общества.
Родители, семьи, которые заинтересованы в «общем разговоре» о нравственности действительно могут выбрать для своего ребенка изучение модуля «Основы светской этики», где не предусматривается приобщения ребенка к конкретной, определенной системе морали, нравственных ценностей.
Но для другой части наших сограждан «общего разговора» о морали недостаточно, они выражают потребность в систематическом углубленном изучении их детьми традиционных религий народов России и соответствующем духовно-нравственном воспитании своих детей. Этим социальным запросом и обусловлено введение преподавания в российской школе основ религиозных культур народов России – православной, ислама, буддизма, иудаизма.
- Что такое практические занятия по курсу «ОРКСЭ»?
Практическими занятиями в методическим отношении могут быть различные уроки, занятия по модулям курса «ОРКСЭ», предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п., индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу курса, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.п. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017