Диагностика речевого развития: актуальность, проблемы, современные технологии
01.01.2017
Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении [Грибова О. Е., Иншакова О. Б., Филичева Т. Б., Каше Г. А.]. Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов [Архипова Е. Ф., Фотекова Т. А., Ахутина Т.В.], однако на практике он также оказывается сложным для осуществления.
Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды-практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном.
Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, мною была выбрана технология логопедической экспресс-диагностики с балльно - уровневой системой оценки. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи младших школьников, так и отдельным современным «скрининг-методам», наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель-логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров (Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access). Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации.
Для первичного обследования учащихся поступивших в первый класс, на мой взгляд, наиболее удобна авторская технология экспресс-диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста Т. Л. Вербицкой.
Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц (особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др.), диаграмм (структуры речевого профиля) отражающих состояние на определенный момент и динамику.
Для промежуточного и итогового обследования, использую модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики, предложенный Фотековой Т. А. Протокол составлен в виде таблицы типа Лист Microsoft Excel. В разделы протокола включены пробы сокращённого варианта методики обследования речи. Достаточно забить данные обследования и программа выполнит все подсчеты сама, сформирует сводные таблицы и диаграммы.
Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте МОУ СОШ № 4 и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Также велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, так как существующая психолого-педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи.
В результате анализа, представленных технологий диагностики, можно сделать следующие выводы;
описанные выше технологии отвечают требованиям:
Минимум временных и материальных затрат;
Информативность;
Системность;
Объективность, наличие чётких критериев оценки;
Наличие дифференцированной системы оценки речевых возможностей детей разного возраста (6-10 лет);
Удобство обработки результатов (быстрота, доступность, использование компьютерных технологий);
Наглядность представления результатов диагностики с помощью таблиц, графиков;
Возможность оценить количественный и качественный результаты в динамике;
Возможность оценить индивидуальный и коллективный результат (индивидуальный речевой профиль ребёнка и профиль группы).
Использование учителем-логопедом представленных технологий логопедической экспресс-диагностики позволит ему оптимизировать коррекционно-образовательный процесс в своей работе, а также сэкономит трудовые ресурсы педагога.
2014г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017