Диагностика речевого развития: актуальность, проблемы, современные технологии

01.01.2017

Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении [Грибова О. Е., Иншакова О. Б., Филичева Т. Б., Каше Г. А.]. Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов [Архипова Е. Ф., Фотекова Т. А., Ахутина Т.В.], однако на практике он также оказывается сложным для осуществления.

Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос  о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды-практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном.

Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, мною была выбрана  технология  логопедической экспресс-диагностики  с  балльно - уровневой системой оценки. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи младших школьников, так и отдельным современным «скрининг-методам», наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель-логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров (Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access). Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации.

Для первичного обследования учащихся поступивших в первый класс, на мой взгляд, наиболее удобна авторская  технология  экспресс-диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста Т. Л. Вербицкой.

   

 

 

Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц (особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др.), диаграмм (структуры речевого профиля) отражающих состояние на определенный момент и динамику.

Для промежуточного и итогового обследования,  использую модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики, предложенный Фотековой Т. А.  Протокол составлен в виде таблицы типа Лист Microsoft Excel. В разделы протокола включены пробы сокращённого  варианта методики обследования речи. Достаточно  забить данные обследования и программа выполнит все подсчеты сама, сформирует сводные таблицы и диаграммы.

 Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте МОУ СОШ № 4 и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Также велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, так как  существующая психолого-педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи.Хочу такой сайт

В результате анализа, представленных технологий диагностики,  можно сделать следующие выводы;

 описанные выше технологии отвечают  требованиям:


  • Минимум временных и материальных затрат;

  • Информативность;

  • Системность;

  • Объективность, наличие чётких критериев оценки;

  • Наличие дифференцированной системы оценки речевых возможностей детей разного возраста (6-10 лет);

  • Удобство обработки результатов (быстрота, доступность, использование компьютерных технологий);

  • Наглядность представления результатов диагностики с помощью таблиц, графиков;

  • Возможность оценить количественный и качественный результаты в динамике;

  • Возможность оценить индивидуальный и коллективный результат (индивидуальный речевой профиль ребёнка и профиль группы).

 

Использование учителем-логопедом  представленных технологий логопедической экспресс-диагностики позволит ему  оптимизировать коррекционно-образовательный процесс в своей работе, а также сэкономит трудовые ресурсы педагога.

2014г.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».