Тема мастер-класса «Технология использования рабочего листа учащегося в процессе организации познавательной деятельности обучающихся по предмету»

01.01.2017

Цель мастер-класса: рассказать о технологии создания и применения рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

Задачи, решаемые на мастер-классе:

1) показать роль рабочих листов в процессе организации познавательной деятельности школьников на уроках по предметам школьной программы;

2) рассказать о технологии создания рабочих листов учащихся;

 3) создать макет рабочего листа учащегося с использованием ИК-технологий.

Предварительная подготовка слушателей мастер-класса:

 Принести имеющиеся ЭОРы по предмету (по любой теме и параллели обучения) на флэш-карте.

Ход мастер-класса

Ведущий. Здравствуйте, участники мастер-класса. Спасибо, что посетили мой мастер-класс по теме «Технология использования рабочего листа учащегося в процессе организации познавательной деятельности обучающихся по предмету». Надеюсь, что не только тема заинтересовала вас, но и ожидаемый результат также. Спасибо, что Вы подготовились к сегодняшнему занятию (принесли ЭОРы по предметам), итогом нашей встречи должны стать готовые продукты к уроку с использованием ИК-технологий.

1. Роль рабочего листа  в процессе формирования познавательного интереса учащихся на уроке.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

Как же обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого?

Следует выделить четыре аспекта этого вопроса:

1.                организация восприятия нового материала учащимися;

2.                использование доказательных приемов объяснения;

3.                учет методологических требований и психологических закономерностей;Хочу такой сайт

4.                обучение работе с учебником.

При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся  на различных этапах урока.

В век IT-технологий учитель - предметник имеет возможность проиграть любую задачу на интерактивной модели. Компьютерные модели позволяют реализовать на уроке различные задачи. Одним из наиболее эффективных методов использования компьютерного эксперимента является проведение уроков с применением рабочих листов учащегося, в которых содержатся основные вопросы и задания, решение которых требует использования модели. В зависимости от типа урока (изучение нового материала, закрепление изученного материала, обобщающее повторение, решение задач) при создании рабочего листа реализуются разные задачи урока.

2. Требования к оформлению рабочего листа в зависимости от типа урока.

1) При изучении нового материала вопросы рабочего листа составляются таким образом, чтобы учащиеся смогли получить ответы на вопросы после проведения компьютерного эксперимента, пользуясь пунктами задания, как руководством. На таких уроках учащиеся выполняют небольшую исследовательскую работу: получив экспериментальные данные, они должны сделать соответствующие выводы. Желательно, чтобы последовательность вопросов совпадала с изложением учебного материала в учебнике. На таких уроках ученики обязательно сравнивают свои результаты с выводами и законами, приведенными в учебнике.

2) Если компьютерная модель применяется на уроке для закрепления изученного материала, то, как правило, время, выделенное для работы с моделью, сокращается. Поэтому количество вопросов в таких рабочих листах меньше. Вопросы составляются таким образом, чтобы по ним можно было проверить, как учащиеся усвоили основные понятия и закономерности, рассматриваемые на уроке. Если закрепление изученного материала осуществляется на том же уроке, что и изучение нового материла по данной теме, то учащиеся работают с записями в тетради и материалом учебника. Последовательность вопросов в рабочем листе должна совпадать с изложением учебного материала в учебнике. Если же закрепление изученного материала происходит после того как учащиеся изучили его еще и дома, то возможна работа с рабочими листами без использования учебника. Будут ученики использовать материал учебника или нет, решает учитель. В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации (в том числе и с учебником), поэтому авторы на своих уроках всегда разрешали пользоваться и записями в тетради и учебниками.

3) На уроке - решении задач при составлении условий заданий требуется учитывать то, что компьютерная модель позволяет выставить данные только в каком-то определенном диапазоне. В связи с этим в условии задач должны быть цифры, которые возможно выставить на модели и результат, который можно проверить. В остальном условия задач ситуативно могут совпадать с теми, которые ученики будут решать на самостоятельной работе. При составлении работ можно делать несколько вариантов. В нашей практике оптимальные результаты достигались при использовании двух вариантов рабочих листов с чередованием выполняемого варианта через одно рабочее место. При этом с одной стороны учащиеся не отвлекают друг  друга вопросами по своему заданию, с другой - при обсуждении полученных результатов большее количество вариантов потребовало бы нерационального увеличения времени. Кроме того необходимо учитывать время выполнения задач и проверки результатов на компьютерной модели. Если учащиеся с моделью предварительно не работали, то необходимо выделить время на ознакомление учащихся с работой и возможностями модели.

4) При создании рабочих листов на обобщающее повторение учитель составляет вопросы с учетом требований учебной программы, уровня класса, вопросов и заданий, которые будут у учащихся на контрольной работе. Уроки обобщающего повторения проводят по завершению изучения темы перед контрольной работой. При составлении вопросов для данного урока необходимо учитывать возможности данной компьютерной модели. Все остальное определяется только тем, что учитель хочет проверить у учеников. На практике, на таких уроках мы  также разрешаем использование учащимися записей в тетрадях и материалов учебника для того чтобы они смогли структурировать тот материал, который изучили.

Вывод: Данные рекомендации носят общий характер. На практике учитель-предметник, начинающий активно использовать компьютерный эксперимент при проведении уроков, по мере накопления необходимого опыта начинает разрабатывать рабочие листы с учетом технических возможностей школы, текущей учебной программы, используемых учебных пособий, особенностей класса, для которого составляются рабочие листы. Надеемся, что наши краткие рекомендации, а также сопровождающие программный продукт готовые разработки рабочих листов позволят существенно упростить процесс внедрения компьютерного эксперимента в практику предметного преподавания.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Мастер-класс Печеркиной С.В (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».