Открытый урок в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

01.01.2017

Ход урока

1. Активизация деятельности учащихся

Стихотворение (ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ)

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом;

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду чудесном!

- Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

- Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от словасад)

- Давайте выпишемиз нашего стихотворения все слова с корнемсади посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают словарассада, посадки, садовод, садовник)

- В образовании этих слов приняли участие морфемы.

2. Работа с кластером (в группах по 2-4 чел.)

- Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Морфема – значимая часть слова

- Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3.Активизация активного восприятия нового материала

Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял

- Работаем индивидуально 3 минуты

4. Фронтальный опрос, осмысление нового материала

- Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)

- Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словамирассада, посадки, садовод, садовник)Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Работа с учебником: упр. 281 устно по желанию (2 МИН)

5. Индивидуальная работа на оценкуХочу такой сайт

Определите способ образования у слов, записанных на доске: (ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ)

Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.

- Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа. Оцените свою работу самостоятельно + или -.

6. Установление связей с уже изученным материалом

(Игра «Сыщики») у вас есть листочки, обратимся к ним.

Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.

  1. У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
  2. У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

- Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

7. Рефлексия

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом? (СЛОВА НА ДОСКУ)

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).

- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание:

создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

Просмотров всего: , сегодня:

Городилов А.В. Конспект урока Как образуются слова в русском языке. 5 кл..docx (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».