01.01.2017
Ход урока
1. Активизация деятельности учащихся
Стихотворение (ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ)
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду чудесном!
- Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
- Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от словасад)
- Давайте выпишемиз нашего стихотворения все слова с корнемсади посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают словарассада, посадки, садовод, садовник)
- В образовании этих слов приняли участие морфемы.
2. Работа с кластером (в группах по 2-4 чел.)
- Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Морфема – значимая часть слова
…
- Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
3.Активизация активного восприятия нового материала
Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял
- Работаем индивидуально 3 минуты
4. Фронтальный опрос, осмысление нового материала
- Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)
- Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словамирассада, посадки, садовод, садовник)Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Работа с учебником: упр. 281 устно по желанию (2 МИН)
5. Индивидуальная работа на оценку
Определите способ образования у слов, записанных на доске: (ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ)
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
- Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа. Оцените свою работу самостоятельно + или -.
6. Установление связей с уже изученным материалом
(Игра «Сыщики») у вас есть листочки, обратимся к ним.
Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
- У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
- У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
- Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
7. Рефлексия
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом? (СЛОВА НА ДОСКУ)
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание:
создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017