Открытый урок литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тема урока «Образ … (Евгения Базарова) и его значение в романе».

01.01.2017

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Подготовка к восприятию темы. Формулировка основной цели урока.

· Добрый день! Сегодня у нас пойдёт речь о сложной эпохе – это 60 – ые годы 19 века, времени перемен, противоречий. Все вы своим внешним видом соответствуете ей, чему я очень рада. Но речь пойдёт также и о главном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Вопрос: какого героя мы называем главным? (определение) Кто более подходит под это определение? Почему?

· Запись темы. Работа с ключевыми словами: образ Базарова, значение: Базаров – главный герой, но почему роман не называется по фамилии главного героя (как, например, «Обломов»), а звучит иначе: «Отцы и дети»? (писатель обращает внимание, прежде всего, на основную проблему общества – взаимоотношения старого и нового поколений, конфликт поколений). Что значит «значение»? (роль героя, зачем нужен образ Базарова в романе? – ответ вы постараетесь дать мне в конце урока)

· Запись вывода:

Основная проблема романа – это проблема взаимоотношений старого и нового поколений, их конфликт.

Какую роль играет Базаров в конфликте «отцов» и «детей»?

Каково его значение?

3. Краткая характеристика исторической эпохи, отраженной в романе;

Напомним основные особенности эпохи, описанной в романе. Историческая справка (сообщение учащегося).

Роман связан с эпохой. Опубликованный в 1862 году, роман, по словам Тургенева, попал «в настоящий момент нашей жизни, словно масло на огонь», т.е. явился откликом на злободневные вопросы жизни.

Середина 19 века – это время, когда, говоря словами Л.Н.Толстого, «все переворотилось», когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько враждующих лагерей (идеологических, общественно-политических течений), каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Одни – консерваторы – защищали старые порядки, другие – либералы – выступали за постепенные, мирные изменения в общественно-политическом устройстве, третьи – демократы – были настроены на разрушение старых и немедленное установление новых порядков.

· Представителем какого лагеря является Базаров? (разночинцев – демократов, шестидесятников) (работа с термином).

· - Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России? Каковы общественно-политические взгляды писателя?

(По своим взглядам Тургенев был сторонником постепенного преобразования России, либерал-постепеновец.Противник всяких общественных взрывов, И.С.Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети»).

Дополнение:

Роман посвящён В.Г.Белинскому. Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40 – х годов. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (сын флотского офицера) послужили в какой – то мере источником качеств, похожих на Базарова.

- Случайно ли, что главный герой изучает естественные науки?

4. Отзывы критиков о романе и главном герое.

На первых уроках вы познакомились с творческой историей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике. Автор никому не угодил. В обществе передовая молодёжь не приняла Базарова, а «отцы» были просто возмущены.

Каково было мнение критиков?(учащиеся приводят цитаты, доказывают разность мнений о Базарове и романе в целом)

Критик журнала «Современник» М. Антонович обратил внимание на относительно слабые стороны базаровского характера. Он написал критический памфлет «Асмодей нашего времени», в котором назвал героя карикатурой на молодое поколение.

Д. Писарев нашел в Базарове все лучшие и необходимые черты будущего революционера, которому нет пока простора для деятельности. Он восславил нигилиста, не обратив внимание на внутренний трагизм характера.Хочу такой сайт

Писатель М.Е. Салтыков – Щедрин ценил в Базарове его «духовную силу», но считал, что Тургенев был не прав, заставив героя погибнуть жертвою случайности. Такие люди погибают иным образом.

Друзья и единомышленники обвинили Тургенева в заискивании перед «мальчишками», молодым поколением, в неоправданном возвеличивании Базарова и принижении «отцов».

Критик Н.Н. Страхов в журнале «Время» напечатал статью «И.С. Тургенев. «Отцы и дети», в которой он раскрывает образ главного героя с точки зрения общечеловеческой: «Базаров – это титан, восставший против своей матери земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей… Базаров побеждён не лицами и случайностями жизни, но самою идеею жизни. Жизнь победила теорию».

Ф.М. Достоевский: «Базаров – это теоретик, находящийся в разладе с жизнью. Это жертва своей собственной сухой и отвлечённой теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову».

Осталось понять, как автор относится к своему герою. Как мы можем определить его мнение?(анализируя произведение)

Вывод:Не являясь по своим взглядам демократом, Тургенев всё же проявлял интерес к новым людям с новыми взглядами и поэтому создал образ Базарова.

Работа с термином «новые люди»в литературе.

4. Проверка домашнего задания: Мои первые впечатления от знакомства с героем.

Учащиеся сначала комментируют свой внешний вид (что выражает их одежда):юноши одеты под Базарова (один – в балахоне с кистями, другой – в простой рубахе с засученными рукавами и широких штанах, третий – в выходном костюме; девушки - в длинных платьях, с классическими причёсками).

Дома вы начали знакомство с текстом романа «Отцы и дети», и у вас, безусловно, сложилось первое впечатление о Евгении Базарове, определенное мнение о герое.

-Каково ваше первое представление о Евгении Базарове? Что вы в нём принимаете, а что нет? Прошу свои рассуждения доказывать примерами из текста (слушаем нескольких учащихся из класса, остальные после урока сдают свои тетради, но во время выступления других своё мнение кратко высказывают. Делаем общий вывод о том, приняли учащиеся Базарова или нет и почему?).

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

Вывод: Действительно, Евгений Базаров – очень сложный и противоречивый человек, и наша задача – понять, чем обусловлено поведение, манера общения, взгляды этого героя.Постараемся понять, почему у Базарова не складываются отношения с «отцами» и другими людьми. Познакомимся с героем поближе.

5. Характеристика героя, основные приёмы её раскрытия. Проверка группового домашнего задания.

Повторение основных способов характеристики героя (художественная деталь, рассказ автора, оценка других героев, портрет, сравнительная характеристика, поступки героя, речь(монологи и диалоги) и др.). Остановимся на некоторых из них (учащиеся могут выбрать сами).

Опишите позиции рук Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова при встрече?


Н.П. – «стиснул руку гостя»

П.П. – «спрятал руку в карман» (рука красивая, с длинными розовыми ногтями, в снежной белизне рукавчика) найти в тексте описание (4 глава)

Б. – «не сразу протянул красную большую руку».

Как эта художественная деталь помогает понять характеры встретившихся людей? (они абсолютно противоположны, закрыты, не доброжелательны, кроме Николая Петровича, который добродушен, открыт, мягок, добр)

А) Работа в группах (смотри приложение).

Вывод:Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича? Что оказало влияние на взгляды Е. Базарова?

(Эта антипатия героев основана на том, что они представители разных сословий (эта разница проявляется во всем: во внешнем облике, в речи героев, в манере поведения и общения), у них разное происхождение, воспитание). Базаров не такой, как все.

Просмотров всего: , сегодня:

Быкова Е.В. Конспект урока Базаров и его значение в романе.docx (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».