АРП_математика_9 кл.

Рабочая программа
АООП (1 вариант)
по учебном предмету «Математика»
для учащихся 9 класса
2025-2026 у. г.

Богданович, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся 9 класса составлена на основании следующих
нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 №273 (ред.от 14.07.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 25.07.2022)
• Государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5-9 классы (сборник №1) под редакцией В.В.Воронковой, Издательство «Владос», 2011г.
Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
• Адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью;
Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Антропов А.П., Ходот А.Ю.,
Ходот Т.Г.

Название
учебника
Математика 9.
Учебник для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида.

Класс

Издатель учебника

9

АО «Издательство
«Просвещение»

Согласно учебному плану МОУ-СОШ №4 на изучение предмета «Математика» отводится 68 часов,
из расчета 2 часа в неделю.
Цели обучения математике:


развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных
умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжение образования;



освоение основ математических знаний, формирование представлений о математике;



воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни;



подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики:


формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического
применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении
других учебных предметов;



максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого
ученика на различных этапах обучения;



воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности,
навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать
адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном
обществе.

Задачи обучения:


продолжение приобретения знаний о многозначных числах в пределах 1 000 000 и
арифметических действиях с многозначными числами в пределах 1 000 000, об обыкновенных
дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц
различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических фигурах
(параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат) о свойствах элементов геометрических
фигур, о симметрии.



овладение способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;



освоение компетенций: математической, коммуникативной, ценностно-ориентированной и
учебно-познавательной.

Основные направления коррекционной работы:


развитие зрительного восприятия и узнавания;



развитие пространственных представлений и ориентации;



развитие основных мыслительных операций;



развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;



коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;



обогащение словаря;



коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Процесс обучения математике, неразрывно связан с решением специфической задачи
коррекционных классов — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных
качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Обучение детей
с отклонениями в интеллектуальном развитии носит воспитывающий характер. Аномальное
состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе
программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей
личности в целом, которые помогут школьникам стать полезными членами общества.
Математическое образование в специальном (коррекционном) классе VIII вида складывается из
следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для
повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует
логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для
приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и

интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение
геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Трудовое обучение. Построение чертежей, расчеты при построении.
СБО. Арифметические задачи, связанные с социализацией.
Актуальность программы. Данная рабочая программа составлена на основе знаний о
психофизических и интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушением интеллекта.
Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут
быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Программа содержит
материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим для социальной адаптации.
Требования к результатам освоения курса
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности.
Специальная задача: коррекция речи и мышления школьников с ограниченными возможностями
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и
навыков, воспитания личности. Программа учитывает особенности познавательной деятельности
умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Математика», являются:
1. Умение точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры.
2. Представление о математике, как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о
ее значимости для развития цивилизации.
3. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач.
4. Умение контролировать процесс и результат учебно-математической деятельности.
5. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
Предметные результаты:
1. анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные
зависимости и другие логические умения;
2. выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
3. правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти
вычисления

4. пользоваться календарём, определять время по часам;
5. измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
6. строить линии, фигуры, тела, распознавать их;
Форма организации образовательного процесса: урок.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебнопознавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов
предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:


Технология исследовательской направленности;



Здоровьесберегающая технология ;



Технология игрового обучения;



Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала;



Информационно-коммуникационные технологии;



Технология проблемного обучения.

Используются следующие методы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках
математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности). Объяснительноиллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а школьники воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение
информации). Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (ученики пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Наиболее
продуктивным и интересным считается создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
Для развития познавательных интересов выполняются следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва
от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности
режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных
интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемнопоисковые методы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация. Арифметические действия. Дроби.
Нумерация чисел в пределах 1000000. Римские цифры. Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении величин, на двузначные,
трехзначные числа.
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие
случаи). Все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Совместные действия с
обыкновенными и десятичными дробями. Решение примеров с 5-6 арифметическими действиями.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные
(периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого
вида. Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Составление
задач по таблицам и их решение. Решение задач на нахождении части числа, процентов числа.

Геометрический материал
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный),
пирамида. Грани, вершины. Развертка куба, цилиндра, прямоугольного параллелепипеда,
правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник,
шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.
Площадь боковой и полной поверхности. Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб.
мм (), 1 куб, см (), 1 куб. дм (), 1 куб. м (), 1 куб. км (). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб.
м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см. Измерение и вычисление объема прямоугольного
параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная
единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник,
четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.

№

Примерное колво часов

Раздел (глава, модуль)

1 Геометрические фигуры и тела.

16

2 Числа целые и дробные.

19

3 Проценты и дроби.

20

4 Обыкновенные и десятичные дроби.

10

5 Повторение.

3
Итого:

68

Тематическое планирование
9 КЛАСС (2ч в неделю, 68 ч в год)
№ п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

1

Нумерация. Целые числа. Таблица классов и разрядов

1

2

Сравнение чисел. Округление чисел.

1

3

Сложение и вычитание целых чисел.

1

4

Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей.

1

5

Решение задач.

1

6

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей.

1

7

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

8

Числа, полученные при измерении величин.

1

9

Решение задач.

1

10

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

1

11

Решение уравнений.

1

12

Порядок действий.

1

13

Контрольная работа по теме: "Сложение и вычитание
целых чисел и десятичных дробей".

1

14

Умножение целых чисел и десятичных дробей.

1

15

Деление целых чисел.

1

16

Деление десятичной дроби на целое число.

1

17

Решение уравнений.

1

18

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

1

19

Умножение и деление на двузначное число.

1

20

Умножение и деление чисел

1

21

Умножение на трехзначное число.

1

22

Контрольная работа по теме: "Умножение и деление
чисел".

1

23

Отрезок. Измерение отрезков.

1

24

Меры длины.

1

25

Луч. Прямая.

1

26

Углы. Виды углов. Измерение углов.

1

27

Ломаные линии и многоугольники.

1

28

Треугольники.

1

29

Некоторые виды четырехугольников.

1

30

Контрольная работа по теме: «Геометрические фигуры».

1

31

Нахождение одного процента от числа.

1

32

Нахождение нескольких процентов от числа.

1

33

Как записать проценты обыкновенной дробью?

1

34

Особые случаи нахождения процентов от числа.

1

35

Решение задач.

1

36

Нахождение числа по одному его проценту.

1

37

Нахождение числа по 25 его процентам.

1

38

Нахождение числа по 10 его процентам.

1

39

Контрольная работа по теме: "Проценты".

1

40

Работа над ошибками

1

41

Решение задач

1

42

Запись десятичных дробей в виде обыкновенных.

1

43

Действия с целыми и дробными числами.

1

44

Сложение и вычитание.

1

45

Умножение и деление.

1

46

Запись десятичных дробей на калькуляторе.

1

47

Параллелепипеды.

1

48

Пирамиды.

1

49

Круг и окружность. Как мы видим и рисуем круг?

1

50

Круглые тела.

1

51

Контрольная работа по теме: "Круглые фигуры и тела".

1

52

Получение обыкновенных дробей.

1

53

Сравнение обыкновенных дробей.

1

54

Сложение и вычитание целых и дробных чисел.

1

55

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

56

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1

57

Действия с дробями

1

58

Умножение и деление обыкновенных дробей.

1

59

Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.

1

60

Умножение и деление.

1

61

Все действия с обыкновенными и десятичными дробями.

1

62

Фигуры, симметричные относительно прямой.

1

63

Фигуры, симметричные относительно точки.

1

64

Площадь фигур.

1

65

Единицы измерения площади в метрической системе мер.

1

66

Объем тела. Измерение объема тема.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Работа над ошибками.

1

Итого:

68

Контрольно-измерительные материалы образовательной области «Математика» 9 класс
Входной контрольный срез №1

Тема: «Сравнение чисел от 1 до 13».
1.Напиши числовой ряд от 1 до 13 по образцу.
2.Сравни числа, используя числовой ряд. Подчеркни числа, которые больше, синим карандашом.

5

7

10

9

4

11 13
8

13 12

9

11

3.Нарисуй 10 квадратов, 8 кругов, 11 треугольников. Те фигуры, которых больше всего,
раскрась зелёным карандашом. Те фигуры, которых меньше всего, раскрась жёлтым
карандашом.
Контрольная работа №2 (за 1 четверть).
Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 13».
1.
10+3

Реши примеры.
11+2

13-3

13-2

9+1

12+1

8+2

13-1

7+3

9+4

2.
Реши задачу.
Мама купила сыну 11 тетрадей и 2 альбома. Сколько всего школьных принадлежностей она
купила?
3. Нарисуй 10 квадратов, а треугольников на 3 штуки больше. Сколько треугольников
получилось? Раскрась квадраты синим карандашом, а треугольники жёлтым карандашом.
Контрольная работа №3 (за 2 четверть).
Тема: «Решение задач на нахождение суммы и остатка»

1.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
В гараже стояло 14 машин. 1 машина уехала. Сколько машин осталось в гараже?
2.Реши задачу:
У Кати 10 открыток, у Тани 3 открытки. Сколько всего открыток у девочек?
3.Подчеркни, число, которое меньше.
10 и 3
14 и 8
13и 7
Контрольный срез №4 (за 3 четверть).

Тема; «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14»
1.Подчеркни меньшее число.
10 и 12,
5 и 14,

8и2

2.Реши примеры.
10+4
13+1 12+1 12+2
14-4
14—1 13-1 14-2
3.Реши задачу.
Паша сделал 11корабликов, а Витя сделал 2 кораблика. Сколько всего корабликов у
двух мальчиков?
Контрольная работа №5 (за 3 четверть).
«Сравнение чисел в пределах 14»

1.Подчеркни большее число
13 и 3,
14 и 11,
5 и 12
1.Подчеркни меньшее число
13 и 14

13 и 11

14 и 12

3.Геометрический материал.
Начерти первый отрезок 5 см , а второй на 1 см длиннее.

Контрольная работа №6 (за 4 четверть).
«Сложение и вычитание чисел в пределах 15»

1.Реши примеры: (на конкретном материале)
15-3
14+1
10- 3

15-1

2.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
В гараже стояло 15машин, 3 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?

3.Геометрический материал.
Начерти прямоугольник с помощью линейки по клеточкам.

Итоговая контрольная работа №7.
Тема: «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 15»

1.Реши примеры: (на конкретном материале)
10+ 5
3 +12
15- 5

14 - 4

2.Реши задачу: (краткая запись дана учителем, зачитывается учителем)
У девочки было 15 шаров. 1 шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?
3.Геометрический материал.
Начерти отрезки: 3см и 10см.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
К
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
«МАТЕМАТИКА»
1. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.:
Просвещение, 2001. - 149 с
2. Колесникова, Е.В. «Я считаю до пяти»: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /
Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 17 с.
3. Колесникова, Е.В. «Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет /
Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 19 с.
4.Колесникова, Е.В. «Я считаю до двадцати»: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /
Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 -19
5. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика в начальном образовании /
В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.
6. Математика малышам (часть 1, 2): Серия «Рабочие тетради дошкольника» / - М.: ООО
ВК «Дакота» Солнечные ступеньки, 2005 - 24 с.
7. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. — 4-е изд., переработанное /
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.
8. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону: Феникс,
2007. – 458с.
9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика):
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П.
Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия»,
2001. - 272 с.
10. Строганова, Л.В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими
школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
11. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова – М.:
Просвещение, 1997-118с.
12.Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе / Перова. - М.:
«Владос» 1999. – 404с.
13.Хилько, А.А. Математика 1 / А.А. Хилько. - М.: Филиал издательства «Просвещение»,
2005.- 111 с.
14.Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В.В.Эк
– М.: Просвещение, 1990 – 178 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».