Рабочая программа
АООП (1 вариант)
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)»
для обучающихся 9 класса
Вариант 1
9 класс
МО Богданович
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) составлена для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 9
классов, изучающих предмет по адаптированной общеобразовательной программе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение
учебных часов по разделам и темам в 5 - 9 классах.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015) в редакции от 17.07.2015 г.
Рабочая программа разработана разработана на основе авторской программы «Чтение и
развитие речи 5 – 9 классы» по ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011 Программы
специальной (коррекционной) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.
Сборник 1. с учетом содержания предмета «Чтение», представленного в Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
22 декабря 2015 г. № 4/15).
Рабочая программа предполагает использование учебников:
1. Малышева З.Ф. Чтение. 5 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид) М., Просвещение
2. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение»
3. Аксенова А.К. Чтение. 7 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид), М., Просвещение
4. Малышева З.Ф. Чтение. 8 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид), М., Просвещение
5. Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. 9 кл. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид), М., Просвещение
Основные цели изучения данного предмета
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
— расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
— ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;
— использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
— совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
— развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
— развитие положительных качеств и свойств личности.
Задачи коррекционной работы:
1. Выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников
и с взрослыми людьми.
2. Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению,
положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной
активности улучшит освоение не только школьной программы, но и сделает более
эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни.
3. 3. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к себе,
уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит ее выполнение. Для
формирования самооценки ребенка (подростка) необходимо проводить упражнения и
вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на
успех и неуспех, поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным
стимулом познавательной активности.
4. Тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой
чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы развивать более
дифференцированное и активное восприятие окружающего мира.
5. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной оценки
движений не только расширят возможности перемещения и знакомства с
окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшат
формирование речи и мышления.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла
с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Основное содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,
былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
Тематическое планирование 9 класс.
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
1.
1. Устное народное творчество
Обзорный урок. Устное народное творчество
1
2.
Пословицы.
1
3.
4
5
6.
7. РР
Русские народные песни. Колыбельная.
Русские народные песни. За морем синичка не пышно жила.
Былины. Былина «На заставе богатырской».
Былина «На заставе богатырской».
Работа по картине В.Васнецова «Богатыри».
Проверка техники чтения.
Сказки. Русская народная сказка.
«Сказка про Василису Премудрую».
«Сказка про Василису Премудрую».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Сравнение волшебной сказки и былины
2. Из произведений русской литературы XIX века
Басни. И.А.Крылов.
Жизнь и творчество великого русского баснописца.
И.А.Крылов. Басня «Кот и повар».
Сочинение- рассуждение «Жизненность басен И.А.Крылова».
Басни И.А.Крылова. Викторина по басням И.А.Крылова.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта.
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь первая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь вторая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь третья).
Работа по картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с
половцами».
А.С.Пушкин. Проза.
Проза в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин « Бесы», «К морю», «Анчар»
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи», «Баллада», «Морская царевна».
И.Андронников о М.Ю.Лермонтове.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница» (глава 1 «Ганна»).
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница»
(глава 5 «Утопленница»).
Описание вечера в повести «Майская ночь или утопленница».
Повесть из книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
( «Ночь перед Рождеством»).
Повесть из книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
(«Заколдованное место»,)
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час» (отрывки).
Н.А.Некрасов. Поэма «Саша».
Н.А.Некрасов. Поэма «Саша» (отрывки). Начало поэмы о детстве Саши.
Викторина по произведениям Н.А.Некрасова.
Проверка техники чтения.
Что я знаю о международной экологической организации «Гринпис». Письмо в
организацию «Гринпис».
А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта.
1
1
1
1
1
8.
9.
10
11
12.
13.
14.
15. РР
16.
17.
18.
19.
20.
21. РР
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. РР
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
РР
41.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51
52.
53.
54
55
56
57
58
59
60
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». Романс А.Е Варламова на
слова А.А.Фета «На заре ты её не буди».
А.А.Фет «Помню я: старушка няня…»
А.А.Фет. «Это утро, радость эта».
Вн.чтение .А.А.Фет. Избранное. Чтение любимых стихотворений А.А.Фета.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя.
А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленники».
А.П.Чехов. Рассказ «Пересолил».
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
А.П.Чехов «Тоска»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
Викторина по произведениям А.П.Чехова.
Л.Н Толстой .Жизнь и творчество
Л.Н.Толстой « Юность». Обзор содержания.
Л.Н.Толстой «Два гусара» (отрывки).
И.А.Бунин. Жизнь и творчество « Косцы»
А.И.Куприн «Тапер». «Ласточки»
3. Из произведений русской литературы XX века
М.Горький. Жизнь и творчество писателя.
М.Горький. «Песня о Соколе».
А.Н.Толстой «Грибы».
Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта. «Тихая моя родина».
Н.М.Рубцов. «Русский огонёк». «Зимняя песня».
Н.М.Рубцов. Песни, написанные на слова Рубцова («В горнице моей светло»).
М.А Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
А.Т.Твардовский Жизнь и творчество писателя. «Урожай»
А.Т.Твардовский « Весенние строчки», « Я убит подо Ржевом»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1