Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Описание образовательной программы
Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее -
Стандарт).
Федеральный
государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
Содержание
ФАООП УО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный
план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной
работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В
основу ФАООП УО положены следующие принципы:
принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего
развития" с учетом особых образовательных потребностей;
принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения
практико-ориентированных задач;
принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический
принцип;
принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
принцип
учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных
областей и результаты личностных достижений;
принцип
учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип
переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
принцип
сотрудничества с семьей.
Структура
ФАООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в
соответствии с требованиями Стандарта.
ФАООП
УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП УО (вариант 1) и
федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).
Каждый
вариант ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение
как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от
выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места
проживания обучающегося, вида образовательной организации. В соответствии с
требованиями Стандарта
образовательная организация может создавать для каждой нозологической группы
два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2
Обучающийся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные
сроки образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений
здоровья.
АООП
для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в
части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации